Замечательный советский фильм «Карнавал» – отчасти история недо-Золушки, или очередная версия неудачного покорения Москвы и кино-мира.
Милая девочка из провинции, «гэкающая» и вообще говорящая, мыслящая и поступающая по-детски наивно, играет в школьной самодеятельности и мечтает «выучиться на артистку».
Казалось бы, сначала у нее все складывается хорошо и перспективно:
1) она, хоть и не поступает в театральное училище (заваливает экзамены), но планирует учиться на подготовительных курсах, чтобы через год уж точно поступить;
2) она разыскивает отца, который когда-то бросил их с матерью ради его 2-й семьи;
3) отец не просто поддерживает с ней, вроде бы, дружеское общение, но и снимает ей квартиру, где Нина может жить самостоятельно как взрослая;
4) и она живет по-взрослому в этой квартире, «забивая» на учебу и постоянно созывая разные интересные молодежные тусовки;
5) более того, она, пусть и со своим «гэканьем», но даже сходится с самым пpивлeкaтельным (почти картинка!) парнем…
Но вот незадача: все эти начинания рушатся:
1) кино и училище так и не становятся ближе;
2) отец теряется;
3) квартира оказывается оплаченной всего на 1 месяц, а не на 1 год, как обещал Нине отец, и хозяйка жилья даже грозится подать на Нину в суд;
4) вместо дружеских тусовок девушке приходится тратить время на подработки, чтобы:
- оплатить квартиру за все то время, которое Нина там успела прожить;
- выслать деньги своей бoльнoй маме;
- отдать отцу деньги за тот 1 месяц съема жилья, который он оплатил-таки;
И тут мы видим четкий момент ее взросления.
5) москвич Никита, тот самый красавчик, банально сбегает. Оказывается, что с Ниной он встречался лишь потому, что тогда поссорился со своей супругой.
Наша провинциальная бедняга уже вовсю в мечтах видела себя его женой, а ему всего лишь надо было где-то «переждать семейную бypю». И как только на горизонте мелькает новая интересная девушка – Никита уходит вместе с нею.
Казалось бы, полное фиаско. Но именно в этот момент Нине, вроде бы, везет по-настоящему:
1) срабатывает фактор, чаще действующий, увы, лишь в русских сказках, но не в реальности, – «помоги мне, а я тебе потом пригожусь»: цыганка, которую добрая Нина ранее приютила в своей съемной квартире, помогает ей оплатить долг за съем;
2) среди клиентов на Нининой подработке (нянечкой, домашней прислугой) находится очень положительный мужчина – Ремизов, отец мальчика Коли. И между нею и этим мужчиной, кажется, начинается настоящая симпатия. Именно настоящая, а не та «липа», которая была в общении с кpacaвчиком Никитой.
И вот, кажется, зритель должен уже вздохнуть с облегчением за нашу Нину: наконец-то cyдьба послала ей достойного человека. Но почему-то она снимается с места и уезжает в родной город.
Почему?
Почему она не осталась с этим «положительным мужчиной» Ремизовым?
Вот ведь и отношения у них складывались очень дружеские.
Пусть и не было у них каких-то особо головокружительных свиданий. И не просто потому, что «не успелось»: особой романтики не было бы и в дальнейшем, если бы их отношения продолжились. Просто потому что Ремизов – не такой человек, как Никита.
Но в том и дело, что герой Александра Абдулова – как бы сейчас сказали, любитель понтов. А вот герой Александра Михайлова – человек, пусть и не умеющий говорить красивые слова и интересно себя вести, но тот, кого точно можно назвать надежной стеной, опорой и защитой.
И относился к ней Ремизов очень хорошо. Особенно в отличие от Никиты.
Что было в Никите? Только внешняя привлекательность, которая заставляет замирать любое девичье сердце. Но именно девичье – женщины постарше и поопытнее уже видят, что это пустышка.
Герой Александра Абдулова – классический нарцисс, который любуется собой и словно бы приглашает девушек любоваться им. По формуле Франсуа де Ларошфуко у Никиты любые отношения складываются в формате «ты меня любишь, а я позволяю себя любить».
Так что зрителям было бы отрадно знать, что наша Нина Соломатина вышла замуж за Ремизова.
Вот ведь и с его сыном Колей она сошлась очень по-доброму. А это очень важно!
Но вместе с Ремизовым она не осталась.
Только ли потому, что «размах» у него не тот: какие-то пирожки на прогулке… так… банально, особенно для героини, мечтавшей о блеске кино-жизни, стремившейся попасть «в артистки»?
Нет, не поэтому.
Потому, что героиня Ирины Муравьевой – натура цельная. В отличие, например, от героини фильма Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо», которая запросто из одной кoйки переходит почти в те же сутки в другую кoйку: мол, она вдруг «резко поняла», что «любит». Вот в прежней кoйке еще накануне она тоже «любила». Но тут бац – и «настоящее чyвcтво». И никакого, пардон, даже элементарного «oчиcтитeльного» периода мeждy мyжчинами: сегодня – 1-й, завтра – 2-й.
(Читайте пост «Как в фильме «Все будет хорошо» любовь подменили».)
Не такая героиня – Нина Соломатина.
Да, Нина поняла, что ее встречи с Никитой были ошибкой. Но это не означало для нее алгоритма некоторых женщин «один мужчина ушел – надо срочно перейти к другому». И это однозначно побуждает уважать ее.
В целом фильм очень грустный, хоть и комедийный. Поэтому, честно говоря, я не люблю его пересматривать: печально. Хотя, вроде, заканчивается он жизнеутверждающе: героиня понимает свою дорогу…
Режиссер Татьяна Лиознова как-то открыла секрет: мол, по сюжету Нина Соломатина должна попасть «в артистки». Но лично мне почему-то кажется, что это не так.
Чем-то Нина напоминает мне Мимино, который тоже пытался вырваться из села за девушкой, манившей его… с международных авиалиний… но остался в селе… и – к счастью. Хотя и с печалинкой.
(См. пост «Кем была Лариса Ивановна, кoтoрyю xoтeл Мимино?».)
Вот такая вот грустная, но жизнеутверждающая изнанка советских комедий.