Говорят, американцы живут в постоянном поиске нового места работы. Занимая неплохую должность, они не снимают с сайтов своё резюме, надеясь найти что-то ещё лучше. И они готовы в любой момент ради выгодного предложения переехать в другой город или штат.
Похоже, в нашем менталитете начинает прослеживаться такая же черта – мы уже без прежних колебаний меняем место работы, если есть на то основания.
В советские времена приветствовалась трудовая деятельность на одном постоянном месте работы. Особым почётом пользовались те, у кого в трудовой книжке имелось минимальное количество записей. Тех, кто долго не задерживался на должностях, презрительно называли «летун», что характеризовало человека как легкомысленного и ненадёжного.
Времена изменились, изменилось и отношение к смене профессии. Теперь многим приходится менять сферу деятельности просто потому, что в бурном развитии прогресса часть профессий себя изживает или роботизируется. Вносят свою лепту и разного рода оптимизации и ликвидации предприятий.
Но подбор лучшей зарплаты и условий труда стоит, конечно, на первом месте.
Лично мне за последние 20 лет пришлось пять раз кардинально менять место работы, то есть в среднем раз в четыре года. Где-то зарплата со временем стала напоминать подаяние, где-то условия труда вымотали до предела, довелось попасть и под ликвидацию предприятия.
Люди перестают воспринимать увольнение как трагедию. Для них это, скорее, этап открытия новых возможностей.
Стать предпринимателем готов не каждый и не каждому это дано. Зарубежная статистика показала, что только 10% населения имеют к этому способности. Поэтому, не удивительно, что большая часть людей становится перед выбором – трудиться в бюджетной сфере или приумножать капиталы частника.
Я не единожды испытал на себе оба варианта. И мои личные выводы не в пользу бюджетных организаций. В них, конечно, много предпочтительных нюансов, но кое в чём они и проигрывают.
Казалось бы, именно при работе на хозяина возможны бардак и произвол. Но на деле как раз там порядок оказался на высоте. Правда, речь идет о достаточно серьёзных предприятиях, а не владельцах маленького бизнеса.
Одним из мест моей работы стал всем известный О’кей. Признаюсь, я не в курсе нынешней обстановки в магазинах этой сети. Но лет 10 назад она соответствовала своему названию. Принят на работу был по срочному договору всего на два месяца. Но для меня не пожалели полного комплекта новой спецодежды. Режим работы – мечта. Два дня через два, хочешь – с 8-ми до 20-ти, хочешь – с 11-ти до 23-х. Выбрал с 11-ти. Утром высыпаешься и успеваешь многое сделать. В выходные не чувствуешь себя измотанным. Перерыв – святое дело. Неожиданностью стало поздравление меня с днём рождения и вручение подарка – случайному и временному работнику. Зарплата в 20 т.р. тогда тоже не казалась совсем печальной. Увы, увольняться и освобождать должность в тот период никто не соизволил и по истечении срока договора остаться работать на постоянной основе не удалось.
На почётной должности охранника пробыл значительно дольше. ЧОП так же трудно упрекнуть в плохом отношении к работнику. Зарплата 10 т.р., но это – к слову, я не ставил задачу сравнивать зарплаты. Форма – без напоминаний, каждый год. Начальник охраны бдительно следил, чтобы пост охраны обогревался, имел холодильник, кондиционер. Шеф всегда был на связи и сам требовал, чтобы ему при необходимости звонили хоть днём, хоть ночью. Всё руководство ЧОПа, даром что служаки, удивляли своей воспитанностью и грамотностью. Но нет ничего вечного. Зарплата из «кое-чего» со временем превратилась в символическую, требования ощутимо возросли, а сами ЧОПы стали вытесняться с объектов охраны казачеством.
Когда подвернулся вариант устроиться в бюджетную организацию – долго не раздумывал. Ну не может же там зарплата быть ещё меньше?! Да и бюджетникам, вроде, постоянно её повышают. Главное – государству больше доверия.
Зарплата оказалась, действительно, выше – аж 11 т.р. (сейчас, после утверждения МРОТа, – он самый, родимый). Но на новом поприще ждало глубокое разочарование (извините, пока работаю на предприятии, по понятным причинам его название озвучить не могу, при том что в городе оно знакомо каждому).
Первую спецовку получил только после двух лет работы. Она пока и последняя – спецодежды на складе постоянно нет. Условия работы – полевые. Особой озабоченности по поводу бытовых условий начальство не проявляет. Обсудить неотложные вопросы с шефом – дело проблематичное, его телефон часто попросту отключён. Общение с более высоким руководством схоже с попыткой побеседовать с первыми лицами государства. Коллектив большой, не меньше ста человек, но чьи-то радостные или печальные события здесь всем глубоко безразличны.
Процесс оптимизации доведён до абсурда – помимо сокращения специалистов, должностные обязанности расширены до уборки, покраски, покоса травы, починки оборудования. Кстати, за несколько лет зарплата ни разу не повышалась, сколько бы об этом ни объявлялось по телевизору.
Последнее время живу предчувствием – пора собирать чемоданы и опять что-то менять.
Возможно, мне везло с частниками и не очень с бюджетной сферой. И у кого-то совсем другое мнение об этих работодателях. Но бюджетником мне быть расхотелось. Пойду, наверное, как планировал Остап Бендер, в управдомы…