Главным врагом красных в период Гражданской войны были белогвардейцы. Помимо собственно большевиков и «третьей силы» (которая,впрочем, очень быстро показала свою несостоятельность в условиях вооруженного противостояния), только белое движение претендовало на власть в пределах почти всей территории бывшей Российской империи (локально были еще «зеленые», национальные движения и интервенты). Сегодня я расскажу несколько фактов о белых периода Гражданской войны.
1. Белое движение объединяло людей с самыми разными убеждениями — от монархических до республиканских.
Однако, в целом для белых характерно преобладание консервативных, «государственнических» идей. Одновременно белогвардейцы мало рассуждали о будущем устройстве России (знаменитое «непредрешенчество») и, что не менее важно, плохо доносили свои идеи до населения.
2. Социальный состав белых армий был различным, в зависимости от фронтов и периода конфликта. Но «стержнем» белого движения были офицеры бывшей Русской императорской армии и часть казачества, чиновничества. Буржуазия белым сочувствовала, но на практике помогала мало. Крестьяне и рабочие больше тянулись к иным силам (эсеры, анархисты, большевики и т.д.), но в момент белых успехов массово загребались в армии. Правда, есть примеры и довольно массового добровольного участия рабочих и крестьян в белом движении. Например, ижевцы и воткинцы на востоке России.
3. В целом белогвардейцы внешнеполитически ориентировались на страны Антанты. Ведь именно французы и британцы являлись союзниками России по Первой мировой войне. Однако, «господ офицеров» сгубили излишне завышенные ожидания: интервенты преследовали собственные цели, притом эти цели не совпадали между странами (пример — Япония и США на Дальнем Востоке).
В связи с этим часть деятелей белого движения считали лучшим вариантом «немецкий» (атаман Краснов, Бермондт-Авалов и его Западная добровольческая армия).
4. Территориально белое движение всегда было разделено на несколько фронтов и «квазигосударств», которые могли находиться друг с другом не в лучших отношениях. Более того, даже на одном и том же фронте разные белые армии и/или их вожди могли соперничать друг с другом (Деникин и Краснов, Комуч и Сибирская армия, Колчак и Семенов).
5. В целом, белые армии были малочисленными (но довольно эффективными на первых этапах Гражданской). Совокупная численность всех фронтовых и тыловых частей белогвардейцев даже на пике их стратегических успехов никогда не превышала цифру в миллион человек. При этом, фронтовые части проявляли стойкость и отвагу (особенно на юге России), тогда как тыл был ненадежен. Раздутые штабы вбирали в себя «уклонистов», а снабжение войск на фронте не отвечало «вызовам времени».
6. Официально единое государство и общепризнанная власть появились у белых только в 1919 году, когда остальные военачальники и правительства признали власть Верховного правителя А.В. Колчака. С другой стороны, номинальное признание никак не отменяло интриг, атаманщины и территориальной разрозненности.
7. Одной из главных слабостей белых можно считать их некую «самоуверенность». Это проявлялось, например, в отсутствии подготовленных резервов, при постоянных наступательных действиях на фронтах Гражданской. Кроме того, сами белые толком не готовили планы на случай возможного отступления (исключением можно считать барона П.Н. Врангеля).
8. Белые власти не желали идти на уступки большевикам. Идеологически они явно пытались совместить «наследие» дореволюционной Империи и «февральской» России. Речь о монархии, как правило, не шла. Одновременно белые использовали исторические названия (как например в случае с бронепоездами), символику, православие, лозунги о «единой и неделимой».
9. Основными «центрами» белого движения стали окраины страны, в особенности — юг России (в первую очередь — Дон и Кубань) и восток России (в первую очередь — Сибирь). Однако, основная масса видных деятелей белого движения оказалась именно на юге (Корнилов, Алексеев, Деникин, Дроздовский, Кутепов и т.д.) В остальных регионах довольно значимую роль играли «внешние силы» — от чехословаков и японцев до немцев и британцев.
10. В эмиграции белые рассеялись по свету, одновременно поддерживая друг с другом связь через воинские организации (самая известная — РОВС). Однако, именно идеологический раскол между белогвардейцами еще сильнее усугубился после окончания Гражданской войны. Если одни симпатизировали республиканским или даже социалистическим идеям («сменовеховство»), то другие ударились в фашизм, порой считая себя даже «первопроходцами» в этом деле (как писал генерал Сахаров)...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.