В России, как известно, учредили казачью партию. Произошло это несколько лет назад в Подмосковье. В работе учредительного съезда принимали участие и казаки Терско-Малкинского казачьего округа. Называется новая партия КаПРФ. Казаки, как известно, в Гражданскую войну больше сторону белых принимали. Вот удивились бы, наверное, казаки деникинских и колчаковских войск, что в начале 21 века казачья партия в России почти совпадает по звучанию своей аббревиатуры с коммунистической партией, ведомой Геннадием Зюгановым. Правда, наши казаки, из Терско-Малкинского казачьего округа выступали против этого названия, но большинством голосов принято было оно.
Казакам есть на что обижаться
Да ладно, не в названии, в конце концов, суть. Казаков понять, в общем-то, можно. В 90-е годы уже прошлого столетия в России во время правления Ельцина был принят ряд документов по реабилитации казаков, пострадавших от репрессий. А оставшимся в живых после I Мировой войны, после Гражданской войны и тем, кто не покинул Россию, пришлось в свое время несладко. Добивали их и раскулачиванием и расказачиванием. Такой революционный деятель и ненавистник казачества, как Троцкий, вообще говорил, что «казачество нужно уничтожить, как класс». (Заметьте, как класс, к этому мы ещё вернёмся).
Да только вот все эти документы по реабилитации казаков и принятые решения так и остались, в основном, на бумаге. То есть, реализованы не были. И казачьи кадетские училища у нас сейчас создаются, но казачьих войск при этом нет. Для кого, спрашивается, готовят кадры эти училища – ведь в российской армии званий урядников и сотников нет. Вот и получается, что удел казаков – в фольклорных хорах и ансамблях выступать, да форму казачью себе шить, чтобы в ней по случаю щеголять. Наверное, и решили казаки свою партию учредить, чтобы за свои права бороться. Почему бы и нет? Но есть в этом нынешнем возрождении казачества некоторые нюансы, о которых и захотелось поговорить на страницах газеты. Поговорить прежде всего с самими казаками, с теми, кто таковыми себя считают.
Есть такое мнение потомственных казаков, которые считают, что настоящих казаков в России почти не осталось. Их так долго изничтожали, что трудно в России казакам сохраниться было. Есть и противоположное мнение, по которому казачий дух сохранился у потомков тех казаков, которые долгое время себя как казаки не проявляли.
О предателях, патриотах и настоящих мужиках
Но вот что меня лично удивляет, так это то, что довольно значительная часть наших «новых казаков» вдруг стала решительно себя от русских отделять. И говорить о том, что казаки – это особый народ, к русским отношения не имеющий. Более того, такие казаки слегка свысока русских из Средней полосы России «кацапами» или «мужиками» называют. На блатной фене на зоне есть тоже деление на «воров» и «мужиков». Про другие презираемые «касты» сейчас говорить не будем. Так вот даже так называемые «воры в законе» в местах не столь отдалённых «мужиков» уважают. А что казаки пошли дальше их, и слово «мужик» для них презрительно? Напомню, что вот такие мужики из Рязанской, Тульской, Ярославской областей во время Великой Отечественной войны не на жизнь, а на смерть с фашистами бились. Такие мужики во время Смутного времени Россию спасали. В то время, как казаки атамана Заруцкого в стане Лжедмитрия II объявились. А сам Заруцкий Марину Мнишек своей походной женой сделал. Напомню, что во время Великой Отечественной войны на Дону и на Кубани 16 полков добровольческих было сформировано, воевавших под знаменами Третьего рейха. Это не считая тех, кто в составе так называемого «Русского казачьего корпуса» пришёл вместе с немцами. Одним из главных идеологов движения за «Великую Казакию» был атаман Краснов, который вместе с фашистами шёл эту республику создавать под патронажем Третьего рейха. Так вот именно он пытался обосновать отличие казаков от русских. Говорил, что казаки произошли от остготов, а следовательно, они «истинные арийцы».
Неужели непонятно, почему немцы казаков от русских отделить хотели, всяческие псевдоверсии происхождения казаков придумывая? Типа «остготской теории». Версия Льва Гумилёва о хазарском происхождении казаков им бы не подошла, у хазар ведь религия иудейская была, к которой симпатии нацисты, мягко говоря, не питали. Просто немцы во время войны всячески старались использовать националистические идеи, сепаратистские, они использовали людей, обиженных Советской властью. А казакам было на что обижаться, как мы знаем. Но вот только те, кто «Великию Казакию» собирались строить под протекторатом Третьего рейха (какая же она тогда Великая?), собственно говоря, холуями фашистов стали. Вот за это атамана Краснова потом и повесили. И до сих пор не реабилитировали. В отличие от генерала Деникина, например, который не просто отказался с фашистами сотрудничать, а ещё и с воззванием ко всем русским эмигрантам обратился ни в коем случае не поддерживать гитлеровскую армию. Многие призадумались - у Деникина авторитет большой был. Думаю, любви к большевикам Деникин тоже не питал, но он говорил, что это идёт война на уничтожение самой России, горячо любимой Родины. Объяснял, что у белых с красными были разногласия по поводу будущего устройства России, но Родину истинные русские офицеры никогда не предавали. Вот это и был настоящий патриот, который, кстати, во время Гражданской войны за мародерство приказывал расстреливать. И ордена запрещал выдавать, говорил, что в войне со своим народом героев не бывает. И Деникин в своем воззвании предрекал, что фашистская Германия в конечном итоге потерпит поражение в войне с СССР.
Так вот надо нашим нынешним казакам задуматься, откуда ветер дует, когда находятся и сейчас сторонники идей выделения казаков в отдельный от русских народ.
Не надо радовать врагов России!
Предвижу возмущение – а что у казаков только коллаборационисты были? Да нет, конечно. И армия Власова была, так называемая «Русская освободительная армия», и прибалтийские эсэсовские батальоны, и закавказские, и туркестанский легион, и горский батальон «Бергман» был. Много чего в истории нашей многострадальной страны было. И казаков, всю войну бившихся с фашистскими оккупантами, разумеется, тоже немало было. Помните песню «Едут, едут по Берлину наши казаки». Казалось бы, зачем ворошить сейчас историю? Но кто-то из мудрых людей сказал, что тот, кто пренебрегает уроками истории, рискует повторять уже известные ошибки. И вот этим попыткам отделения казаков от русских просто аплодируют сейчас люди, которые, даже имея российский паспорт, ведут себя как настоящие враги России. Интернет переполнен злобными высказываниями таких персонажей о «проклятой Рашке», «ненавистных русских» и т. п.
Вот к чему ведут ваши попытки национальной самоизоляции. Подумайте, господа «новые казаки», на чью мельницу воду вы льёте! И к чему ведут вот такие вот, например высказывания:
«На фоне этих споров мне ясно, что казакам надо стремиться к национальному самоопределению, а именно к созданию независимой Казакии. Пусть русские и кавказцы маются в Рашке, мы будем жить в своей незалежной стране древней нации казаков, от Моздока до Запорожья, Яика, Семиречья».
В общем, приехали! Дальше ехать некуда, тупик! А ведь со времён Екатерины Второй, весьма казаками уважаемой, казаки были верной опорой Российскому государству. Фактически, в России появилось уникальное по своей сути военно-крестьянское сословие. Которое в мирное время прекрасно само себя содержало, в случае же войны профессиональные воины мгновенно выступали на защиту Отечества. Вспомните фрагмент из фильма «Тихий Дон». В станицу прибывает вестовой и кричит «Война!» (Первая мировая началась). И все казаки снимают отцовские шашки со стен родных хат, садятся на своих коней и направляются к месту сбора, который всем им прекрасно известен. Никаких военкоматов не нужно! И воюют они бок о бок со своими соседями и родственниками, которые в случае чего с поля боя вынесут, иначе потом неловко вдове товарища в глаза в родной станице смотреть.
Что же это господа «новые казаки», вам вдруг некомфортно русскими стало быть? Ну, как казаки говорят - вольному воля! На каком языке разговаривают казаки? На татарском, башкирском, хазарском? Или, может, всё-таки на русском? Да, конечно, с особенностями местных диалектов, но всё таки родной язык кубанских, донских, уральских казаков – русский. От каких тогда других народов казаки произошли? Может, просветите? В древние времена в этих местах много кто жил. В древние времена и русских, как отдельного народа не было, так же как и чеченцев, кабардинцев, татар. Другие народы были: анты, скифы, касоги, хазары, половцы, киммерийцы и т. д.
В казачьих хатах на видном месте православные иконы висят? Культура, традиции, обычаи казачьи - нерусские, конечно? И наконец, ещё один немаловажный нюанс. Если казаки – отдельный народ, то создание казачьей партии противоречит Конституции РФ, в которой сказано, что недопустимо создание политических партий по национальному принципу. По этой причине Союз казаков России не признал созданную казачью партию.
Несколько лет назад после Всероссийской переписи населения, со всеми её странностями, о которых не говорил только ленивый, написал я статью в «МК в КБР» «О том, как нас посчитали». Приведу цитату оттуда:
«Теперь по поводу национальностей. Думаю, последняя перепись населения нас всех окончательно запутает в вопросе, какие народы и в какой численности проживают в Российской Федерации. Сообщения про появившихся эльфов, гномов, хоббитов уже даже оскомину набили. У нас теперь проблема серьезнее. Национальная самоидентификация называется и выросшее национальное самосознание. Поскольку графу национальность в паспорте отменили, а переписчикам наказали записывать всё со слов опрашиваемых, происходят удивительные вещи. В Ставропольском крае один шутник назвал себя по национальности штукатурщиком. Так ведь так и записали! В Кабардино-Балкарии, переписчик обнаружил в одной нальчикской семье кабардинца, у которого мать лезгинка, а отец даргинец. Ну, вот так себя их сын ощущает!
С большим удивлением для себя прочитал в одной республиканской газете интервью с работником территориального органа Госстатистики по КБР, которая рассказывала, что кто себя кем называет по национальности, так и надо писать. И привела пример, как в Майском районе один человек назвался русским, а потом добавил, что вообще-то он казак. И работница Госстатистики возмущенно говорила, что эту переписчицу отругали, за то, что не записала мужчину казаком. Наверное, потом эта переписчица там всех казаками записывала».
А я прокомментировал это так, что у нас, оказывается, последователи атамана Краснова находятся. Не знаю, возможно, при подведении итогов и такие мнения впоследствии учли. Но только хочу сказать тем нашим казакам, которые этого не знают – по официальным данным казаки отдельной графой в итогах переписи населения в КБР не проходят. Русскими они считаются.
О современных казачьих чинах и орденах
Может, кто-то решит, что я злобный враг казачества? Да ничего подобного! Меня вон один процитированный тут провокатор самого в казаки записал. По материнской линии мои предки с реки Хопёр, а это места действительно казачьи. Но вот были они казаками или нет, точно сказать не могу. Мама во время Великой Отечественной в четыре годика сиротой осталась, историю рода рассказать в подробностях некому стало, да и не очень тогда многие люди стремились свое казачье происхождение афишировать. И я считал, и считаю себя русским, хотя у меня и прибалтийская кровь есть. Но казачьи песни люблю! И с удовольствием их пою в хорошей компании. И я бы только приветствовал настоящее возрождение казачества, как оплот Государства Российского.
Но вот только кажется мне (и не мне одному), что возрождение это какие-то странные формы приобрело. В лучшем случае дальше фольклора, и тех же красивых песен дело не идёт.
В дореволюционной России казак, не служивший в армии, настоящим казаком даже не считался. За такого, как говорится, даже девки замуж не шли, порченым считали. А сейчас я с удивлением наблюдаю за тем, как парни в своё время «откосившие» от армии, вдруг в казаки подались. И с удовольствием в казачьей форме ходят, с медалями, да погонами. Чины казачьи имеют, которые раньше к воинским званиям реально приравнивались. А сейчас, оказывается, процедура присвоения таких чинов довольно простая – собрался казачий круг, решили рекомендовать на представление, а уже атаман войска казачьего чины присваивает.
Есть тут и ещё один нюанс. Еще в 90-е годы казаки поделились в России на реестровых и общественных. Друг друга особо не жалуют. Реестровые казаки считаются служивыми и могут считаться казаками только с 18 до 45 лет. То есть до 45 лет ты казак, а потом уже и не казак вовсе. Тарас Бульба, в общем, реестровым казаком, получается, уже быть не мог, когда с сыновьями в поход на Польшу направился. Общественные казаки считают себя потомственными казаками, утверждают, что казаками не становятся, а рождаются. По версии общественных казаков раскол в казачьей среде инициировал Роман Березовский, после того, как он решил по Северному Кавказу проехаться, а его в аэропорту Минеральных Вод казаки тухлыми яйцами забросали и другими несвежими продуктами. Ну, не любят казаки олигархов, считают их врагами России!
Однако общественные казаки при этом с удовольствием также принимают в свои ряды так называемых приписных казаков. А это значит, что вот ощутил себя человек, независимо от нации, казаком по духу и всё – может в казаки записаться. Простите, но у меня тогда вопрос, а как же утверждения о том, что казаки – это особый народ, а не сословие, как в царской России и считалось? Особенности жизненного уклада, быта, языка, конечно есть. Но всё это подходит под определение «субэтнос». Цитирую по Википедии: «Субэтнос (также субэтническая группа) — компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие. Субэтническая группа имеет самоназвание, а её члены испытывают двойственную принадлежность — к этносу и субэтносу одновременно (например, казаки в составе русского народa, нагайбаки среди татар, дигорцы среди осетин»).
Так вот чины казачьи раздают и те и другие: и реестровые казаки, и общественные. А потому полно у нас теперь урядников, сотников, хорунжих. И откуда что взялось? Вот бы казаки, покидавшие Россию на последних пароходах в Константинополь, удивились бы! Правда, казаки эти порой не знают, с какой стороны к лошади подходить, и как землю пахать – тоже. В отличие от реальных крестьян тех самых «каких-то» Рязанской, Костромской, Новгородской и других российских областей. А потому и удостаиваются порой термина «ряженые». Особый пункт – любовь наших «новых казаков» к различным наградам и знакам отличия. Вот идёт такой казак, смотришь – герой из героев! Но что это за знаки отличия, в основном? Нет, это редко когда будут боевые ордена и медали. Кавалеры таких наград не особо любят их демонстрировать. Многие ветераны Великой Отечественной стеснялись, кроме как на 9 мая, боевые ордена надевать. А тут мы можем видеть, например, такие награды:
Нагрудный знак «За Веру, Дон и Отечество». Описание: Символ признания заслуг перед Отечеством. Присуждается за выдающийся вклад в возрождение духовности и работу по просвещению казачьей молодежи. Ну, типа звания «Почётный учитель», который замечу, заслужить было гораздо сложнее.
Казак России. Описание: Орден «Казак России» традиционно вручается казаку за трезвость ума и свежесть духа. Вот так вот! Умом трезв и духом свеж – на тебе орден!
Не буду дальше перечислять - таких наград великое множество. Потому что у каждого казачьего войска есть свои почётные знаки, которые имеют форму орденов и медалей. А по-моему, это просто дискредитация настоящих воинских наград.
«Скажите, а Люба, это кто?»
Нет, конечно, остались ещё настоящие казаки потомственные, да только не так уж и много. А вот число ряженых казаков сейчас растёт. Есть у меня друг, раньше он в Нальчике жил, потом в город Майский уехал. Настоящий мужик (в хорошем смысле этого слова, а не в казачьем), настоящий патриот России, тем более, что носит он гордую русскую дворянскую фамилию. Не буду её называть, чтобы у него проблем не было.
Когда ко мне приезжает в гости, каждый раз весёлые истории рассказывает, во что, оказывается, у нас возрождение казачества вырождается. Ну, точно, как в фильме «День выборов», где известный футбольный телекомментатор Василий Уткин в роли кандидата в губернаторы рассказывает, что он внучатый племянник Григория Мелехова, а потом на казачий клич «Любо» спрашивает: «Скажите, а Люба это кто?».
Мой друг учительствует в школе, ведёт уроки труда, ОБЖ, шахматный кружок. Плохо сейчас в Майском районе с работой. Но зато я своим другом горжусь, говорю, что он детям несёт настоящее, доброе, светлое. У нас теперь проводятся ежегодные военно-спортивные молодёжные игры «Казачьи лагеря» на территории лагеря «Казачок». Ну, это что-то вроде прежней советской игры «Зарница» или «Орлёнок». Вроде бы дело хорошее, нужное. Но вот мой друг ругается, что школы г. Майского заставляют принимать участие в этих играх добровольно-принудительно. А это только головной боли учителям добавляет, к данному мероприятию привлечённым. Во-первых, жюри, из почётных казаков состоящее, всё равно присуждает призовые места командам из казачьих станиц Александровская, Екатериноградская, Красносельское. И казачье жюри тоже понять можно. Они хотят давать призовые места истинным казачкам.
А в команде моего друга порой добрую половину составляют турки-месхетинцы – ну, такой вот в его школе из города Майского состав национальный. А на подтягивание он цыгана поставил - а почему нет, если тот хорошо подтягивается? И на усмешки почётных казаков мой друг ответил, что если бы у него в классе негры были, (пардон, афророссияне) он бы и их в команду поставил по примеру наших футбольных клубов. В программу соревнований входит разборка и сборка автомата Калашникова, бег на казачью версту, эстафета, подтягивание. А есть ещё конкурс «Казачья шашка». Нужно шашкой пожонглировать, а потом лозу порубать. Чтобы детей подготовить к этому конкурсу в школах, как минимум, шашку казачью нужно иметь в качестве спортинвентаря. Мой друг из дерева сам вырезал по параметрам и по весу совпадающую с настоящей.
А у меня вопрос – господа казаки, жонглирование шашкой – это красиво, конечно. И раньше имело прикладное значение. Но вот в современной армии разве пригодится? Кстати, в этом конкурсе девушки тоже зачем-то шашкой машут.
Не надо втягивать казаков в «странные игры»
Чтобы развеять свои сомнения (а может укрепиться в них), я как-то попросил о встрече с атаманом Терско-Малкинского казачьего округа Терского казачьего войска Юрием Ивановичем Шерстобитовым. Юрий Иванович рассказал мне, что первая казачья община на территории КБР, зарегистрированная в Минюсте КБР, была создана в Прохладном и существует с 1991 года. В Нальчике казачья община, существующая с 1993 года. насчитывает свыше 300 семей.
Само терское казачество существует уже пятый век, первые упоминания о терских (ранее гребенских) казаках относятся ко времени царствования Ивана Грозного. Терско-Малкинский казачий округ (то есть, существующий на территории КБР) входит в Терское казачье войско, штаб которого находится во Владикавказе. Ежегодно делегация ТМКО принимает участие в траурных мероприятиях в республике Северная Осетия-Алания на Кургане памяти 40 тысяч убитых терских казаков, в том числе женщин и детей во время Гражданской войны. Обязательно при этом заезжают наши казаки и в Беслан, чтобы отдать память жертвам бесчеловечного теракта в школе.
По поводу моих размышлений насчёт попыток отделения казаков от русского народа и России Юрий Иванович Шерстобитов сказал, что это ни у кого не получится. Казаки верой и правдой служили России, будучи при этом вольными людьми. Правда, сделал оговорку, что казаки считают, что это не Россия создала казаков, а казаки – Россию. Например, такой богатый и просторный край, как Сибирь, царю Ивану Грозному фактически, преподнесли, как подарок, казаки атамана Ермака.
Также атаман Шерстобитов рассказал, что не раз делались попытки втянуть местных казаков в различные не очень красивые политические игры. Но такие попытки решительно пресекались. Юрий Иванович сказал, что он давно заявил, что «мы не будем дружить с кем-то против кого-то, и не будем никому помогать расшатывать стабильность в республике».
***
Всё это замечательно, но не могу не процитировать слова из газеты «Терский казак», которую сам же атаман мне оставил после нашей беседы. В передовой статье «Безрадостные мысли в юбилей» говорилось: «Печально, но казачья идея развития русского сообщества на Юге России потерпела жестокое поражение. Полный крах последней попытки возрождения казачества очевиден… Простым взглядом видно, что движение казачества происходит в одном направлении: самодеятельность, народные хоры и ансамбли».
А я бы ещё добавил: при попытках самих казаков отделить себя от русского народа найдутся ненавистники России, которые вам ещё и похлопают в ладоши под «Роспрягайте хлопцi кони». Потому что тогда и вы со временем в фольклорно-этническую группу превратитесь, и те, кто считают себя русскими, но не казаками, в диаспоры на Северном Кавказе превращаются. Тоже можно свои национальные общины создавать, чтобы время от времени хором «Калинку-малинку» петь. И не претендовать на присутствие в исполнительной и законодательной властях в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе. Может, лучше в реальной общественно-политической жизни участвовать, не ограничиваясь фольклором и фехтованием шашкой? И не изыскивать мифические хазарские, остготские и тому подобные корни, не отделять себя от русского народа.