В Дании вышел еще один фильм о событиях 1945 года - освобождении острова Борнхольм советской армией ... или оккупации острова теми же войсками, если смотреть глазами местного населения.
И этот фильм, признаюсь, меня удивил. Неужели намечается потепление датско-российских отношений? В противоположность фильму 2016 года, о котором я написала здесь, в новом фильме датчане показывают другие стороны пребывания русских солдат на острове.
Предыстория фильма:
Коренной борнхольмец Пелле Петер Йенсельс (Pelle Peter Jencels), который сейчас работает ведущим на датском радио, рассказывает историю своей семьи. Его отцу в 1945 году было 11 лет, и он видел всё своими глазами, то есть глазами ребёнка, и его опыт общения с советскими солдатами был немного не такой, как у окружающих его взрослых.
Отец мальчика, то есть дед Пелле, служил в датской полиции во время войны, но в 1943 году он был вынужден бежать с острова в Швецию вместе с семьей. В 1945 году отец вернулся на Борнхольм, чтобы восстановить дом, пострадавший во время бомбардировки. Семья временно осталась в Швеции, однако 11-летний мальчик сумел уговорить мать отправить его к отцу.
Этот момент для меня очень странный: мать отправляет ребенка к отцу на лодке с рыбаками, а отца даже не было дома, поскольку он был занят н работе, и мальчишка проводит время со своими друзьями. Они ползают по оврагам и заброшенным немцами зданиям, где находят оружие, оставленное немцами. А еще они наблюдают за русскими солдатами, которые живут теперь на острове.
Отец Пелле, Хеннинг, рассказывает, как он знакомился с русскими солдатами. Это было непросто, ведь ни датчане не знали русского, ни русские - датского. Однако пожилой мужчина до сих пор помнит несколько русских слов: "стой!", "давай-давай","добрый день", "добрый вечер", "до свидания" и...."махорка"! Он с улыбкой описывает, как русские доставали из одного кармана махорку, которая была похожа на резаное сено, из другого - бумагу, и сворачивали её в трубочку.
-Уж не русские ли научили тебя курить?-спрашивает отца Пелле.
Тот улыбается.
У мальчишек не было предубеждения против русских, поэтому борнхольмцы, которые были в то время детьми, отмечают, что русские очень тепло к ним относились. Видимо, солдаты скучали по своим семьям, по мирной жизни, да и наладить контакт с любопытными мальчишками было легче, чем со взрослыми, которые, хоть и демонстрировали радушие, но в глубине души ждали, когда чужаки-освободители, наконец, уедут домой.
Еще мальчишки любили играть "в разведчиков" , и поэтому наблюдали русскими солдатами не только днем, но и вечером, когда они заходили "на огонёк" к соседям. Датчане и русские не могли вести задушевные беседы по причине языкового барьера, зато могли вместе выпивать, танцевать, ну и иногда следовало продолжение банкета. Во всяком случае, Хеннинг точно знал, что у тех соседей, за которыми он "наблюдал" впоследствии родился ребёнок. Так что есть борнхольмцы, в которых течёт русская кровь!
Неожиданные следы пребывания советских солдат на Борнхольме находит Пелле: он заходит в заброшенный сарай и видит на стене выцарапанный портрет:
Пелле решил, что это товарищ Сталин собственной персоной. Но я почему-то думаю, что если бы кто-нибудь так изобразил Сталина, то художник загремел бы понятно куда. Хотя...А вы как считаете, похоже это граффити на вождя народов?
Ну а данная надпись объясняет, для чего использовалось это здание:
Датчане считают, что они выбрали наилучшую стратегию - они относились к русским так, как русские относились к себе - то есть как к освободителям. На остров пожаловали представители королевской семьи, а советских офицеров приглашали в Копенгаген, где устраивали им торжественные приёмы. Однако внутри себя датчане боялись, что советские солдаты останутся на острове навсегда, и тогда им придётся учить русский и жить под управлением Сталина. Такая перспектива, понятно, их не радовала.
И когда датчане увидели, что солдаты строят бараки, завозят коров, и готовятся к основательной зимовке, настроение изменилось.
Гарнизон острова был увеличен до 10 тысяч. Представьте себе, 10 тысяч солдат, молодых мужчин, которые прошли войну и уже отпраздновали победу. А теперь они должны были сидеть на каком-то занюханном острове, когда дома их ждали матери, жёны и собственные дети.
Среди солдат начало процветать пьянство, которое датский эксперт объяснил наличием пост-травматического синдрома. Он возникает, когда человек заливает своё горе - а война - это великое горе - водкой, за неимением других возможностей.
А где пьянство, там и драки, грабежи, изнасилования, что привело к недовольству местного населения. Хотя сами датчане отмечают, что подобные нарушения жёстко наказывались - вплоть до расстрела на месте. Для датчан это было шоком.
В это время датское правительство всё пыталось найти нужные слова, чтобы вежливо без провокаций попросить освободителей вернуться домой.
Самое смешное, что как только они попросили, советские войска собрались и уехали. Видимо, у Советского Союза тогда были намного более важные дела, чем сидеть на каком-то острове в непонятном статусе.
Я думаю, что если бы советские войска ушли раньше, то остались бы в памяти датчан как освободители. Но дети Борнхольма сохранили о наших солдатах хорошие воспоминания!
В статье я называю солдат русскими, потому что их так называют датчане. Но правильным названием, конечно, будет - советские. Потому что в той войне победил всё-таки Советский Союз.
А вы как думаете, была ли это настоящая оккупация или всё-таки освобождение?
Почему датчане с острова Борнхольм не любят русских?