Найти в Дзене
Антон Владимиров

Откуда взялся загадочный бриг «Россия», и что вместо него плавает по Неве

По городу, объятому с моря туманом, ползли странные слухи. Будто бы в Кронштадтский порт пришло судно, двухмачтовый бриг, который был специально построен для участия в празднике выпускников «Алые Паруса». Это было 16 мая 2019 года. Бриг назывался «Россия».

Обложка "Известий" 2019 года
Обложка "Известий" 2019 года

С тех пор судно с алыми парусами дважды проходило по Неве. В этом году больше сорока тысяч человек встречали его в акватории. В городе, охваченном эпидемией.

«Здесь просто, естественно, власти регионов очень внимательно следят за ситуацией, за тем, как она меняется. Ответственность кого-то за продолжение вспышки — ну, здесь по истечении какого-то количества дней будет понятно, мы с вами все увидим статистику – есть ли резкий скачок или нет», — так цинично отозвался об этом событии пресс-секретарь Песков. «Каждый выходил в мир через собственную дверь, кто мог знать, что ждёт снаружи нас ?»

Но вернёмся к судну. В 2019 году «ИЗВЕСТИЯ» восторженно писали:

Ежегодно тысячи старшеклассников с нетерпением ждут самого торжественного выпускного — праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге и появления на Неве сказочного трехмачтового галиота «Секрет» из повести Александра Грина. В этом году главным символом праздника станет специально построенный для этого события двухмачтовый бриг.

На самом деле, эта «специальная постройка» — легенда. Точнее, обыкновенное газетное враньё. Любой большой парусник, стоящий на якоре в акватории Невы, сразу же привлекает внимание горожан. Так было всегда, начиная с 1703 года. Не избежал этой участи и бриг.

Выпускники встречают бриг
Выпускники встречают бриг

Однако судьба «России» внезапно оказалась окружена тайной. Официальные власти не давали никаких комментариев насчёт того, кто является владельцем судна, и за чей счёт оно содержится.

По скупым публикациям удалось узнать некоторые факты из истории этого судна. Конечно, никакой специальной постройки не было. Бриг был закуплен за границей непонятной организацией. По информации, которая проскользнула в СМИ, он был приобретён с привлечением спонсорской помощи от банка «Россия». Видимо, отсюда и претенциозное название («Россия» — небольшое судно, его длина всего около 50 метров).

По названию «Россия» парусник нигде не значился. Мне удалось найти его под одним из старых названий, которое звучит как «Молись и работай» («ORA ET LABORA»). Это девиз монахов-бенедиктинцев.

Корабли с названием «ORA ET LABORA»
Корабли с названием «ORA ET LABORA»

Однако большинство сведений в регистре оказались заблокированным. Увы, заплатить 40 евро за то, чтобы просмотреть их, мне было не по карману...

Справка о позиции судна
Справка о позиции судна

Да и что там может быть. В регистре, скорее всего, указана какая-нибудь компания-прокладка, и ничего интересного там нельзя почерпнуть. Удалось узнать только, что дела по судну ведёт некое ООО «Унисон». Но является ли оно собственником — неизвестно.

Из тех самых публикаций в газетах я узнал ещё одно имя корабля — Mersedes. И вот тут уже удалось раскопать его историю более подробно.

Судно было построено в 1958 году на одной из голландских верфей — NV Scheepsbouw en Rep, номер проекта 1439. Оно было предназначено для ловли рыбы в Северной Атлантике, чем и занималось много лет. Траулер (именно в этом виде судно проходило по судовым документам), носил голландское название «HUIBERTJE», что значит «счастливчик». Под этим названием он ходил до 1971 года, пока не обрёл то самое «ORA ET LABORA». Несколько источников утверждают, что за это время траулер успел сменить ещё два названия: «Deo Volente» и «Deo Juvante» («Даст Бог» и «Божья помощь»).

Выписка с названиями судна за 1958-2019 годы
Выписка с названиями судна за 1958-2019 годы

В 1983 году — новый собственник Atlantic Ocean Co Ltd из Мерсисайда. D 1988 — British Atlantic Ocean Fishing. Бриг был приписан к порту Флитвуд, и ходил в то время время под торговым флагом Соединённого Королевства.

Флитвуд — маленький прибрежный город в Ланкашире, с населением в пару десятков тысяч человек. В качестве английского судна парусник просуществовал аж до начала нулевых годов, когда его приобрела крупная голландская фирма «Wind is our Friend C.V.».

Бриг в цветах компании «Wind is our Friend C.V.»
Бриг в цветах компании «Wind is our Friend C.V.»

После продажи бриг переоборудовали на верфях в Харлингене под корпоративное судно. Его назвали «MERSEDES». Вместимость в 140 пассажиров позволила использовать его для устройства круизов. Притом, что команда составляла всего 12 человек.

«MERSEDES» — одно из самых молодых судов в международном флоте Tall Ships. Это бриг с впечатляющим такелажем, и общей площадью парусов 900 квадратных метров. В летний сезон «MERSEDES» отправляется на различные морские фестивали вдоль побережья Северной Европы. Вы исследуете новые пути, знакомитесь с нашей дружной командой. В зимний сезон «MERSEDES» выполняет дневные рейсы из Сен-Мартена в Карибском море. Вы узнаете много нового об управлении парусниками и парусном спорте, познакомитесь с экипажем и пассажирами, и все это в прекрасном Карибском море. Условия о надбавках и компенсации дорожных расходов открыты для обсуждения. [Из официального рекламного проспекта, «Tall Ships» —большое парусное судно с традиционным парусным вооружением - А. В. ]

Как гласила аннотация, «это первое парусное судно, построенное с соблюдением высочайших стандартов безопасности в соответствии с новыми европейскими директивами».

Ну а дальше всё просто: в 2019 году «MERSEDES» приобрели у голландцев, и поставили с целью дополнительной модернизации на Средне-Невский судостроительный завод. Где, после переоборудования, корабль был подготовлен для участия в «Алых парусах».

Пиротехники не жалели
Пиротехники не жалели

Мне не удалось разыскать ни собственника судна, ни какой-либо компании, на балансе которой оно может состоять. Равно как не удалось и выяснить, каким целям будет служить это судно остальные 363 дня в году. Надо полагать, что парусник будет использоваться для каких-то корпоративных плаваний. Сейчас он стоит на якоре в акватории Невы, а данные его местоположения по GPRS можно узнать здесь.

И вот что ещё интересно. «Ъ» пишет:

В 2018 году Смольный направил на организацию «Алых парусов» 16,2 млн рублей. По словам собеседника “Ъ”, близкого к организаторам, единственным инвестором выступает банк «Россия». При этом есть сам праздник, а есть мероприятие для VIP-гостей, которое проводится в «Ленинград-центре» (на нем бывали Константин Эрнст, Олег Добродеев), рассказывает собеседник “Ъ”. Однако, уверяет он, мероприятие никогда не было «про деньги». «Это важная имиджевая история для банка "Россия", которой они не хотят делиться. Настолько, что даже не желают видеть соинвесторов или других партнеров в рамках рекламной интеграции»,— говорит источник «Ъ».

Возможно, именно этих VIP-гостей и будет перевозить «Россия» в свободное от «Алых парусов» время. Кто знает, Уотсон, кто знает...

Алые паруса
Алые паруса

Я нашёл практически всю доступную информацию о бриге «Россия», его истории, происхождении. Собрал больше, чем написано в какой-бы то ни было статье. И собрал бы ещё больше, если бы обладал финансированием, позволяющим получить некоторые данные за деньги. Но это не входит в мои бюджеты, которых сейчас хватает только на хлеб и кашу. Хорошо, хоть на молоке, а не на воде.

Очередной раз нас натянули газетчики. Специально построили судно для «Алых парусов», раскрасили его в красный и чёрный, сервировали на хрустальной тарелочке. И поднесли почтенной публике. Пускай так. Всё же два дня в году бриг будет исполнять то, ради чего его, как будто, покупали.