«В глуши забытого селенья» осенью 1830 года А.С. Пушкин написал «Гробовщика» (9 сентября), «Станционного смотрителя» (14 сентября), «Барышню-крестьянку» (20 сентября), «Выстрел» ( 14 октября), и «Метель» (20 октября). Короткие истории из провинциальной жизни почему-то с первых страниц увлекают читателя.
Герои повестей доброжелательны и приветливы, по-русски гостеприимны. В домике станционного смотрителя и гусар Минский, и рассказчик с удовольствием пьют чай, беседуют с хозяевами, «как будто век были знакомы», в «Гробовщике» описываются именины сапожника, а ужасное видение оборачивается сном, служанка Настя в «Барышне-крестьянке» описывает именины жены повара с веселыми играми, в которых участвует молодой барин Алексей Берестов, в «Метели» о Марье Гавриловне так нежно заботятся родители. Даже в «Выстреле» граф выдает Сильвио за «старинного друга и товарища», избегая упоминания об отложенном поединке.
Герои Пушкина склонны к озорству, проделкам молодости, которые увлекают автора и читателя.
В «Барышне-крестьянке» Лиза и Настя придумывают маскарадные переодевания ради знакомства с таинственным соседом Алексеем Берестовым. Но мы любуемся Лизой и в костюме крестьянки на свиданиях в перелесках, смеемся, когда смуглая девушка предстает перед Берестовыми в румянах мисс Жаксон и платье своей маменьки. «Во всех ты, душечка, нарядах хороша», - восхищается автор, соединяя своих героев. Даже к англоманству Муромского автор относится как к модной проделке. Ссору Берестова и Муромского даже дворовые всерьез не воспринимают: «Старки пускай себе дерутся, коли им весело».
Самовольное венчание Владимира и Маши в «Метели» - сюжет, вычитанный героями из модных французских романов. Как интригующе и рискованно
«венчаться тайно, скрываться несколько времени и броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастьем любовников и скажут им непременно: «Дети! Придите в наши объятия».
Не метель разрушила планы влюбленных, а лихая, импульсивная проказа Бурмина. Бесшабашный военный обвенчался с незнакомой девушкой, а встретив настоящее чувство, сожалел: мучился от несвободы, «ветрености непростительной», непоправимой вины.
Добрый гений Пушкина так неожиданно соединяет героев.
В «Гробовщике» есть отсылки к готической повести и романтической балладе. Помните: у Адрияна Прохорова подкосились ноги, когда он увидел загробных гостей с жуткими глазами, ввалившимися ртами… Но сержант гвардии Курилкин, которому Прохоров вместо дубового гроба продал сосновый, не становится всемогущим мстителем с того света, а его скелет рассыпается, когда испуганный гробовщик толкает Курилкина. Одинокий и отчужденный от людей, пьяный гробовщик жалок, когда защищает свое ремесло от насмешек. Его заботы о выгоде слишком приземлённы, душа деградирует. Он желает смерти купчихе Тюриной в надежде получить выгодный заказ.
Сновидение и явь в повести размыты: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили».
Конечно, купчиха Трюхина – «пиковая дама» гробовщика. Испытание его совести. Но жизнеутверждающий финал рассеивает тяжкий сон, Прохоров наутро радуется, что Трюхина жива.
История блудной дочери в «Станционном смотрителе» соединяет тему «маленького человека» и разобщенности родных людей. «Мученик 14 класса» беззащитен в обществе, «защищен своим чином токмо от побоев, и то не всегда».
Гусар Минский поначалу возвысил голос на смотрителя и пригрозил нагайкой, потом «любезный постоялец» притворился больным, чтобы продлить знакомство с Дунечкой – дочкой смотрителя.
Побег Дуни гнетет отца своей неизвестностью: он думает, что за жизнью в «атласе и бархате» последует время, когда «с голью кабацкою улицы подметает». Конечно, нам жаль смотрителя, когда военный лакей «грудью вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос», а сам Минский пытался откупиться. Но «маленькая кокетка» в финале превращается в барыню с барчатами, которая плачет на могиле отца.
«Маленький человек» велик в своем отцовском горе.
В «Выстреле» на первый план выходят темы позерства, зависти, мести. Сильвио – герой, сотканный из противоречий: «казался русским, но носил иностранное имя», состоятелен, но носит старый сюртук и ходит пешком, стремится первенствовать и при этом замкнут, язвителен и дерзок, но отказывается от дуэли по каким-то таинственным мотивам.
Весь ореол загадочности исчезает, когда мы понимаем, как пуста и нелепа многолетняя обида Сильвио: он ежедневно тренируется в стрельбе, живет давней злобой к графу, ждет отложенной дуэли, которая превратится на в поединок, а издевательство не над счастливым графом, который теперь дорожит своей жизнью, а над его женой.
В капсуле своей мести Сильвио прожил столько лет, обрек себя на угрюмость, настороженность, злобу. Он лишил себя искренней радости и полноты жизни. Зачем? Из зависти, что граф писал более меткие эпиграммы и был притягательнее для женщин.
Пушкин задает читателю вопросы, а стоит ли тратить на мнимые обиды столько лет, а можно ли играть жизнью другого человека?
Эмоциональные, яркие, с живыми динамичными сюжетами «Повести Белкина» погружают нас в атмосферу русской жизни пушкинской поры.
Вы перечитываете знакомые произведения Пушкина? Какие?
Жду ваших отзывов на канале «Фильмокнижие»