Найти тему
Павел Ермошин

Цифровизация избирательного процесса в период пандемии вируса COVID-19 в России в 2020 году: новые возможности или новые риски?

Аннотация: Цифровые технологии с каждым днём всё привычнее входят в нашу жизнь. Цифровизация уже давно затронула как значительную часть современных коммерческих компаний, так и органы государственной власти. Пандемия вируса COVID-19 ускорила внедрение цифровых технологий во все сферы жизни общества, в том числе и в России. На наш взгляд, особого внимания заслуживает внедрение цифровых технологий в сфере организации и проведении выборов, так как выборы являются механизмом управления государством, который доступен большинству наших граждан. В 2020 году в Российской Федерации проводилось общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, в рамках которого использовались различные цифровые механизмы. В настоящей работе рассматриваются вопросы практического применения таких цифровых механизмов, теоретические и практико-ориентированные позиции отечественных ученых, специализирующихся в сфере общественных наук, на обоснованность применения цифровых технологий в российском избирательном процессе.

Институт выборов в России имеет давнюю историю: мы можем вспомнить и выборы в Земские соборы в Московском царстве, различные формы самоуправления и Государственную думу в Российской империи, выборы в советский период и, конечно, современные выборы в Российской Федерации. В разные исторические эпохи выборы имели свои особенности, например, применение имущественного избирательного ценза, предоставление избирательных прав женщинам или закрепление политического плюрализма. Однако в связи с новыми техническими достижениями меняется не только содержание, но и форма организации и проведения выборов. В настоящий момент наибольшее влияние на институт выборов оказывает процесс цифровизации государственного управления.

Как указывают исследователи В. Г. Халин и Г. В. Чернова, мы можем понимать под цифровизацией преобразование (трансформацию) информации в цифровую форму, что снижает издержки, обеспечивает повышение эффективности экономики, улучшение качества жизни граждан. Улучшение качества жизни возможно разными путями, в том числе с помощью избрания на выборные должности наиболее опытных и компетентных личностей для управления государством с помощью механизма свободных выборов, более того, управление государством с помощью выборов является конституционным правом каждого российского гражданина (который соответствует установленным законодательством избирательным цензам)

Обязательной частью выборов является голосование, в 2020 году состоялось общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (конечно, в 2020 году проходили дополнительные выборы депутатов Государственной Думы, выборы в представительные органы ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, однако именно общероссийское голосование является наиболее ярким примером). В рамках подготовки, организации и проведения указанного общероссийского голосования использовались различные цифровые механизмы, рассмотрим их подробней.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее — ЦИК России) является главным государственным органом по организации и проведению выборов, а также возглавляет систему избирательных комиссий в Российской Федерации. В качестве информирования о проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации на официальном сайте ЦИК России была представлена достаточно подробная информация для граждан и нижестоящих избирательных комиссий в специализированном разделе, посвященном голосованию. Хотя подобное информирование является в должной мере полезным для участников голосования, указанный механизм уже давно стал весьма привычным и не несёт каких-либо существенных рисков.

На данный момент на Едином портале государственных услуг и функций (ЕПГУ) реализован механизм «Мобильный избиратель», который позволяет с помощью подачи заявления через ЕПГУ в день голосования проголосовать на любом избирательном участке, в том числе в другом субъекте Российской Федерации.

Правовую основу функционирования механизма «Мобильный избиратель» составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и правовые ЦИК России.

«Мобильный избиратель» расширил территориальные границы активного избирательного права, создал благоприятные условия для реализации прав граждан избирать и, по образному выражению председателя ЦИК России Э. А. Памфиловой, вывел избирателей из «крепостного избирательного права».

Специалист в сфере избирательного права Е. И. Назарцев, признавая высокую эффективность механизма «Мобильный избиратель», предлагает следующие практические предложения по его совершенствованию: 1) совместить на уровне субъектов Российской Федерации указанный механизм с процедурой досрочного голосования; 2) другое предложение носит скорее технический характер и посвящено «усовершенствованию функционирования портала государственных услуг, чтобы избежать ситуации с избирателем, который, подав заявление через портал, не обнаружил себя в списках избирателей на участке».

Несмотря на признанную рядом экспертов эффективность механизма «Мобильный избиратель», необходимо обратить внимание на следующий риск: возможно искажение голосования, так как гражданин может проголосовать дважды. Кроме того, существуют уязвимости, связанные с несовершенством применяемых цифровых технологий. На указанные риски обратили внимание как представители научного сообщества, так и представители политических партий.

В Российской Федерации значительное число избирателей проживает в труднодоступной местности. Наибольшее количество избирателей от принявших участие в голосовании на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года проголосовало в труднодоступных или отдаленных местностях Ненецкого автономного округа — 3 914 (16,73%), Ямало-Ненецкого автономного округа — 33 058 (9,86%), Чукотского автономного округа — 1814 (6,16%), Республики Коми — 25 178 (4,78%), Республики Тыва — 5351 (3,63%), Ханты-Мансийского автономного округа — 22 395 (3,16%) и Магаданской области — 2002 (2,87%). Для обеспечения проведения голосования в труднодоступных или отдаленных местностях используются различные виды транспорта: высокопроходимый наземный — вездеходы, снегоходы, снегоболотоходы, тракторы, автомашины; железнодорожный — мотрисы, дрезины, тепловозы; водный — катера, моторные лодки, суда на воздушной подушке; авиационный — вертолеты. Использование данных видов транспорта является дорогостоящим и не всегда безопасным для членов избирательных комиссий. При этом государство обязано обеспечить каждому гражданину право на участие в голосовании, что в период пандемии вируса COVID-19 вызвало санитарные риски при проведении голосования в очной форме. В 2020 году ЦИК России уделила вопросам организации голосования в труднодоступных или отдаленных местностях особую роль в Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.

В России, по данным РосИнфоСтат, проживает около 11 875 000 инвалидов, многие из них обладаю избирательными правами, однако не всегда могут ими воспользоваться в силу физиологических ограничений. Конечно, избирательные комиссии проводят голосование и на дому, что вовсе не гарантирует строгое соблюдение конституционного права на управление государством с помощью механизма выборов.

Таким образом, миллионы избирателей с ограниченными возможностями, а также проживающих в труднодоступных или отдаленных местностях, не обладали инструментом, который позволял бы обеспечить их участие в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации. Решить указанную проблему могли бы цифровые технологии, а именно процедура дистанционного электронного голосования. Схожее мнение выразила А. С. Саломатина: «Дистанционное электронное голосование способствует расширению доступа к избирательному процессу людям с ограниченными возможностями». Стоит отметить, что электронное голосование уже достаточно успешно применяется на разных уровнях власти в ряде европейских государств: Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Эстонии.

В соответствии с постановлением ЦИК России от 04.06.2020 № 251/1850-7 дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования, доступ к которому участнику общероссийского голосования (далее — участник голосования) предоставляется на специальном портале, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу 2020og.ru. Для участия в указанном голосовании было необходимо предварительно подать заявление через ЕПГУ. Дистанционное электронное голосование в рамках общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации применялось в качестве эксперимента в городе Москве и Нижегородской области. При этом подсчет голосов в рамках дистанционного электронного голосования осуществлялся с помощью Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Мнения представителей научного и экспертного сообщества о проведении дистанционного электронного голосования в рамках общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации разделились.

По мнению кандидата юридических наук В. Н Галузо, «принятие Федерального закона «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» от 13 мая 2020 г. при фактической пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) является необоснованным, в связи с нарушением избирательных прав жителей города Москвы». Указанная точка зрения кажется чрезмерно эмоциональной и радикальной.

Кандидат политических наук Е. Н. Малик указывает на следующие недостатки дистанционного голосования, отмеченные в 2020 году: простор для фальсификаций, риск утечки данных, технические риски по обеспечению стабильного Интернета. В целом указанные недостатки относятся к общим недостаткам любого электронного голосования: низкое доверие граждан, проблемы с идентификацией голосующих, проблемы, связанные со свободой волеизъявления.

А. Е. Новикова и Д. Е. Переверзева отмечают, что на федеральном уровне ранее не было опыта проведения дистанционного электронного голосования. Таким образом, можно рассматривать дистанционное электронное голосование в рамках общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в качестве новой вехи в становлении института электронного голосования в России.

К плюсам электронного голосования можно отнести следующие: повышение охвата избирателей, снижение нагрузки на членов избирательных комиссий, автоматизацию подведения итогов голосования, обеспечение санитарной безопасности во время пандемии вируса COVID-19.

Отношение российских граждан к электронному голосованию являете неоднозначным и меняется с течением времени. Согласно исследованию 2013 года в целом положительно к идеи электронного голосования относились 34% опрошенных24, а 48% отнеслись к электронному голосованию отрицательно. По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения и Центра политической конъюнктуры, в 2020 году 53% опрошенных готовы проголосовать на выборах через Интернет, если им представится такая возможность. К схожим выводам пришли специалисты АНО Левада-Центр (включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента): «половина опрошенных положительно относится к электронному голосованию». Можно сделать выводы о тенденции к постепенному повышению доверия избирателей к процедуре электронного голосования. При этом около половины россиян не доверяют электронному голосованию, что может нанести ущерб легитимности такого волеизъявления. Как отмечает политолог, член общественного совета при Рязанской областной думе Андрей Рязанцев, «среди не одобряющих — люди с плохим материальным положением, мужчины, россияне от 35 лет и те, кто обязательно ходит на все выборы» . Видимо, такое недоверие является одной из главных причин проведения электронного голосования в экспериментальном режиме всего в двух субъектах Российской Федерации в 2020 году в рамках общероссийского голосования.

Учитывая нормы законодательства и акты ЦИК России о порядке проведения дистанционного голосования в рамках общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также позиции представителей научного и российского экспертного сообщества, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, дистанционное электронное голосование в 2020 году позволило бы охватить значительное число граждан, в том числе инвалидов и лиц, проживающих в отдаленных и труднодоступных местностях. Однако в связи с тем, что дистанционное голосование являлось экспериментальным и проводилось только в городе Москве и Нижегородской области, его потенциал не был реализован в полной мере. В то же время дистанционное электронное голосование способствовало снижению санитарных рисков, возникших в связи с пандемией вируса COVID-19.

Во-вторых, дистанционное электронное голосование в 2020 году было с определенными опасениями воспринято многими представителями научного и экспертного сообщества, а также значительной частью россиян. Справедливо были отмечены существующие риски, связанные с применением цифровых технологий. На текущий момент электронное голосование видится обоснованным применять в рамках эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации.

Список литературы

1. Более половины россиян готовы голосовать на выборах через Интернет // Официальный сайт Российской газеты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [Электронный источник] Режим доступа: https://rg.ru/2020/07/21/bolee-poloviny-rossiian-gotovy-golosovat-na-vyborah-cherez-internet.html (дата обращения 10.03.2021).

2. В КПРФ рассказали о попытке одного человека проголосовать дважды // Сайт РБК в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [Электронный источник] Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5aaec9099a79474fbcf37bfb (дата обращения 09.03.2021).

3. Галузо В. Н. Об участии в голосовании «По вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» в городе федерального значения — в городе Москве (опыт правоприменения) // Актуальные исследования. — 2020. — № 14 (17). — С. 27—31.

4. Денильханов А. X. Зарождение российского парламентаризма: к вопросу о выборах в I—IV Государственные думы Российской империи // Власть. — 2018. — № 4. — С. 116—128.

5. Ермошин П. Ю. Правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: монография / П. Ю. Ермошин. — Казань: Бук, 2020. — 202 с.

6. Заславский С. Е. Избирательная система советского государства // Сборник трудов конференции «Советское общество: идеи, результаты, оценки». Москва. — 2017. — С. 219—231.

7. Карева А. В. Из истории выборов и народоправства в России // Юридическая наука. — 2019. — № 1. — С. 15—21.

8. Козлова А. С., Понявина М. Б. Проблемы электронного голосования // Вести научных достижений. Экономика и право. — 2020. — № 3. — С. 93—100.

9. Количество инвалидов в России и размер ЕДВ // Сайт РосИнфоСтат в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [Электронный источник] Режим доступа: https://rosinfostat.ru/invalidy/ (дата обращения 09.03.2021).

10. Малик Е. Н. Электронная демократия как механизм политической интеграции граждан // Вестник Прикамского социального института. — 2020. — № 3 (87). — C. 168—172.

11. Назарцев Е. И. Институт «мобильного избирателя» как способ обеспечения принципов избирательного права на выборах в Российской Федерации: опыт избирательных кампаний 2018 года // Юридический вестник Самарского университета. — 2018. — Т. 4. — № 4. — С. 57—61.

12. Новикова А. Е., Переверзева Д. Е. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации: дефинитивы и содержательные аспекты // Сборник материалов международной научно-теоретической конференции в рамках VIII Международного молодежного форума (г. Белгород, 2 октября 2020 г.). — С. 254—259.

13. О проблемах транспортного обеспечения при организации досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях и путях их решения // Вестник ЦИК России. — 2013. — № 4 (298).

14. Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации // Официальный сайт ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [Электронный источник] Режим доступа: http://www.cikrf.ru/analog/constitution-voting/ (дата обращения 09.03.2021).

15. Отношение к электронному голосованию // Официальный сайт АНО Левада-Центр в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [Электронный источник] Режим доступа: https://www.levada.ru/2020/08/31/otnoshenie-k-elektronnomu-golosovaniyu/ (дата обращения 09.03.2021).

16. Рязанцев А. Будущее технологий электронного голосования // Выборы: теория и практика. — 2020. — № 1 (53). С. 48—51.

17. Савченко М. С. Правовое регулирование и практика электронного голосования в зарубежных странах / М. С. Савченко, В. А. Кадлец // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2016. № 117. С. 302— 314.

18. Саломатина А. С. Мировая практика дистанционного электронного голосования инвалидов // Избирательные права инвалидов. — 2020. — С. 166—171.

19. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и её влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. — 2018. — № 10. — С. 46—63.

20. Эмиров М. Б., Магдилова Л. В., Магдилов М. М. К вопросу о совершенствовании процедур электронного голосования // Юридический вестник ДГУ. 2013.№ 2. С. 108-116.

21. Юсубов Э. С. «Мобильный избиратель» как новая гарантия активного избирательного права // Избирательное право. 2018. № 2. С. 2—7.