Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Он спас от верной гибели 232 человека

Андрей Жаннович Зеленко
Андрей Жаннович Зеленко

4 июня сего года мне посчастливилось побывать на торжественных мероприятиях по случаю 90-летия военно-транспортной авиации России.

Узнал много интересного о героическом пути "ВТА" и ее экипажах, выполняющих боевые задачи по всему миру - выброска десанта, перевозка военнослужащих и вооружения, борьба с пожарами и многое другое. Но больше всего потрясла меня (уже забытая сегодня) история военного летчика 1-го класса Андрея Зеленко, спасшего от верной гибели 232 человека. Узнал и о том, что, к сожалению, Зеленко уже два года как нет с нами – он скончался 27 мая 2019 года, в возрасте 53 лет…

21 июня 2000 года его Ил-76 осуществлял рейс по маршруту «Махачкала-Астрахань-Новосибирск». На борту лайнера находились более 200 призывников из Дагестана, сопровождающие их лица, а также 12 человек экипажа.

На высоте около 5000 метров возникли серьезные неполадки из-за короткого замыкания в одном из силовых кабелей. Вскоре начались отказы: насосов подачи топлива из баков левого крыла, электрооборудования, систем управления механизацией, шасси, других жизненно важных агрегатов и оборудования. Возник постоянно усиливающийся крен самолёта. Командир не растерялся, действовал хладнокровно, развернул самолёт к ближайшему аэродрому и около получаса, во время которого возник пожар двигателей левого крыла, вёл почти неуправляемую машину, а потом сумел зайти на посадку и посадить самолет, хотя взлётно-посадочная полоса была короче, требуемой для самолётов такого класса, а скорость 150 тонной машины при посадке из-за отказа систем торможения существенно превышала допустимую.

Сразу после остановки экипаж произвел экстренную эвакуацию всех пассажиров, люки на выходах из самолёта были открыты заранее.

Андрей Зеленко покинул самолёт последним, лично убедившись, что в транспортнике никого не осталось.

Через три минуты после эвакуации последнего пассажира Ил-76 взорвался. Ни один человек не был травмирован.

Экипаж военно-транспортного самолета был усиленный (двойной), работали посменно. Назовем всех героев поименно.

В первый экипаж, которым командовал подполковник Андрей Зеленко, входили помощник командира корабля капитан Сергей Люлин, штурман капитан Виктор Перепелицын, старший бортинженер капитан Олег Медведев, борттехник по авиадесантному оборудованию старший лейтенант Павел Стацюк и старший воздушный радист старший прапорщик Сергей Кочетов.

Первый экипаж - С. Кочетов, П. Стацюк, О. Медведев, В. Перепелицын, С. Люлин, А. Зеленко.
Первый экипаж - С. Кочетов, П. Стацюк, О. Медведев, В. Перепелицын, С. Люлин, А. Зеленко.

Во второй экипаж, возглавляемый майором Рафисом Камаловым, входили помощник командира корабля капитан Андрей Гапон, штурман капитан Игорь Годованец, старший бортинженер-инструктор капитан Константин Язинский и старший воздушный радист старший прапорщик Александр Горбунов.

В заключении комиссии по расследованию чрезвычайного происшествия говорилось: "Благодаря летному мастерству подполковника А.Ж. Зеленко аварийная посадка была выполнена безукоризненно, с приземлением на скорости 370 километров в час на ВПП ограниченных размеров с максимально допустимым посадочным весом, открытием створок реверса внешних двигателей в воздухе, применением полного реверса четырех двигателей на земле и торможением колес. Предвидя неизбежное выкатывание самолета за пределы ВПП, подполковник Зеленко заблаговременно дал команду на выход в безопасную зону из нижней передней кабины двум штурманам, чем спас им жизнь.

Эвакуация была произведена четко и организованно, в противоположную от пожара сторону. Командир экипажа покинул самолет последним, убедившись в отсутствии людей на борту самолета".

У останков сгоревшего самолета
У останков сгоревшего самолета

Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2000 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга подполковнику Зеленко Андрею Жанновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Остальные члены первого экипажа награждены орденами Мужества. Второму экипажу вручены медали Нестерова.

Зеленко продолжил службу в авиации, в 2003 году был назначен командиром 117-го Берлинского военно-транспортного авиационного полка (город Оренбург), в 2005 году - заместителем командира 12-й военно-транспортной авиационной дивизии (город Тверь), в 2007 году - командиром 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации (город Иваново). С 2009 года полковник А.Ж. Зеленко в запасе, с 2013 года – военный комиссар Оренбургской области.