"Слепой кастинг" или, по-простому, "дальтонизм" определяется как "кастинг, который не принимает во внимание расу или этническую принадлежность". На первый взгляд, многим это кажется положительным моментом. Одним из самых ярких примеров этого является очень популярный бродвейский мюзикл "Гамильтон", где темнокожие люди играют исторически белых персонажей (о нем мы поговорим позже). Или, например, вспомним, резонанс, который возник вокруг тех же "Бриджертонов". Согласно The New York Times, "слепой кастинг" необходим, чтобы "проверенные веками истории принадлежат всем нам, независимо от расы".
Но действительно ли "слепой кастинг" настолько прогрессивен? Многие так не думают.
Во-первых, есть те, кто боятся, что если следовать позиции, что "только игра должна иметь только значение", то режиссерам может сойти с рук чисто белый состав. Ведь в таком случае "слепой кастинг" может сыграть против темнокожих и азиатских актеров. Известны прецеденты, когда Анжелине Жоли досталось за роль реальной французской журналистки Мариан Перл, афро-кубинско-китайско-голландского происхождения, в фильме 2007 года "Ее сердце" или Скарлетт Йоханссон осуждали за то, что она сыграла азиатку в "Призраке в доспехах".
С другой стороны, сегодня мы не можем представить себе ситуацию, когда, например Бред Питт сыграет Мартина Лютера Кинга, а вот темнокожая Джоди Тернер Смит спокойно появляется в роли Анны Болейн. Приемлемы ли такие перегибы? "Я думаю, мы все же должны создавать что-то правдоподобное", - считает Джулиан Феллоуз, создатель "Аббатства Даунтон". Так он защищал отсутствие расового разнообразия в своих работах.
Таким образом, все же мир приходит к мысли, что расу никак нельзя игнорировать, но нужно учитывать. Поэтому надо уходить от понятия "слепой кастинг" к понятию "кастинг осознанный".
Давайте рассмотрим самые нашумевшие проекты, где был задействован "слепой кастинг":
"Анна Болейн", Амедиатека
Джоди Тернер-Смит стала первой темнокожей актрисой, сыгравшей Анну Болейн в драме, где показаны последние месяцы жизни супруги короля Англии. К Тернер-Смит в кадре присоединились Паапа Эссиеду из "Я могу уничтожить тебя" и звезда "Гамильтона" Джамаэль Вестман. Все это взорвало интернет на этапе первого объявления о необычном кастинге. Создатели не скрывают, что хотели, чтобы шоу изменило представления людей об Анне Болейн. Плюс дальше пошли истории, как они хотели привлечь внимание темнокожего населения к Тюдорам, как пытались выделить Анну Болейн в обществе таким вот способом (якобы это символизм). В итоге эксперимент вообще не удался- у сериала оценка 1,2 на imdb. И, сдается мне, что дело совсем не в цвете кожи главной героине, а в плохо выстроенной истории, которая никак не может зацепить зрителя.
"Бриджертоны", Netflix
Ох уж эти "Брижертоны". Сколько копей было сломано вокруг, несмотря на то что создатели осознанно объяснили в сюжете всю альтернативность своей вселенной и появление темнокожей знати. Но все равно крики о том, что "так не могло быть" звучат до сих пор.
Вообще высшее общество "Бриджертонов" уходит своими корнями в двор королевы Шарлотты, которую играет британо-гайанская актриса Голда Рошевель. Некоторые историки полагают, что супруга безумного Георга III была первой британской королевской особой смешанной расы. Королева Шарлотта на самом деле является популярной героиней для существующих исторических дебатов. Многие спорили, были ли ее портреты обработаны аэрографом, чтобы скрыть африканские черты лица. Несколько лет назад документальный фильм установил ее африканское происхождение через португальских королевских особ. Так что еще раз хорошо подумайте, прежде чем ворчать в сторону сериала.
"Великая", more tv
Этот сериал является частью новой волны ревизионистских взглядов на великих женщин в истории. Сценарий "Великой", написан австралийцем Тони Макнамарой (писал сценарии к "Фаворитке" и "Круэлле"). Это красочный, полный ненормативной лексики сериал про первые годы Екатерины Великой, российской императрицы, чья высокая репутация впоследствии будет запятнана людьми, которым она осмелилась противостоять. В сериале юная Екатерина изображается смелой, умной женщиной, окруженной идиотами, в том числе ее мужем-дегенератом Петром III. И тут, конечно не обошлось без "слепого кастинга". Например, роль князя Ростова исполнил темнокожий Абрахам Попула, а образ графа Орлова воссоздал британский актер индийского происхождения Саша Дхаван. Но зрители поняли, что это сатира и сильно не критиковали.
"Доктор Живаго" (1965), ivi, КиноПоиск HD
Да, тот самый "Доктор Живаго", где египтянин Омар Шариф сыграл роль героя русского происхождения.
"Доктор Живаго", выпущенный в 1965 году, остается одним из самых кассовых фильмов всех времен. Зрители обожают эту историю обреченной любви, действие которой происходит во время русской революции. Хотя многие рецензенты в то время скупились на похвалу, сегодня большинство кинокритиков и киноманов всех мастей согласятся, что "Живаго" - классика своего жанра.
На главные роли Живаго и Лары претендовали многие актеры и актрисы, в том числе Питер О’Тул и Пол Ньюман, Джейн Фонда и Иветт Мимье. Однако режиссер Дэвид Лин был впечатлен молодой британской актрисой Джули Кристи. Властная красота Кристи в сочетании с ее очевидным интеллектом сделали ее идеальным выбором для этой роли. А на главную мужскую роль Лин сделал более неожиданный выбор - Омара Шарифа, который произвел на него сильное впечатление ролью второго плана в "Лоуренсе Аравийском". Несмотря на его выдающиеся актерские способности, немногие участники проекта считали его идеальным выбором на роль русского врача и поэта. Сам Шариф надеялся получить роль поменьше и был удивлен (но обрадован), когда Лин предложил ему сыграть главную роль. Гримёрам пришлось потрудиться, чтобы придать его лицу славянские черты.
"Золушка"
Я, конечно, говорю о новой "Золушке", где роль феи-крестной исполнил блистательный Билли Портер. Честно говоря, без него этот ремейк не имел бы смысла. Сам Билли несколько раз подчеркивал, что "это история не о гендере, не о цвете кожи, а это о магии" и пообещал, что наряды у него будут потрясающие.
Со "слепым кастингом" "Золушка сталкивается не впервые. Был мюзикл 1997 года, который спродюсировала Уитни Хьюстон. Она же сыграла фею крестную. Ничего такого. Королевой тогда стала Вупи Голдберг, королем - Виктор Гарбер, а принцем - филиппинский актер Паоло Монтальбан. Учитывая очень крутейшие вокальные номера, можно сказать, что проект получился весьма любопытным.
"Русалочка"
Заявление о том, что Холли Бейли - более известная как половина музыкального дуэта "Хлоя x Холли" - получила роль Ариэль в грядущей экранизации классического фильма Disney "Русалочка", вызвало реакцию неоднозначную.
То, что Бейли играет роль, которую обычно отводят белым актрисам, является важной вехой, чье долгосрочное культурное влияние может оказаться огромным. Но, как мы уже говорили в шапке, такие решения - независимо от того, насколько благими намерениями - могут иметь неблагоприятные последствия для и без того маргинализированного человечества. Упор на "дальтонизм", вместо инвестиций в продвижение оригинальных темнокожих персонажей и историй про них, только отодвигает на второй план культуру, которая рискует быть полностью забытой.
Но, безусловно, благодаря этому решению Диснея молодая протеже Бейонсе займет свое место в истории кино.
"Ромео+Джульетта", КиноПоиск HD
В экранизации База Лурмана роль Меркуцио досталась Гарольду Перрино, что выглядело очень необычно. Но Лурман все объяснял предельно просто. Хотя Меркуцио явно на стороне Монтекки и своего лучшего друга Ромео, его охотно приглашают на вечеринку Капулетти, что делает его посредником в этом конфликте.
Кажется, что Меркуцио существует вне вражды ("Чума на оба ваши дома!"). Темная кожа героя придает ему нейтралитет, однако спор с Тибальтом показывает наличие межрасовой напряженности между темнокожими и латиноамериканцами, которая существует в американском обществе. Интересно, что в "Ромео + Джульетта" нет противоречий между афроамериканцами и белыми персонажами. Тесные отношения между Ромео и Меркуцио, кажется, указывают на то, что превосходства белых не существует в воображаемой Вероне.
"История Дэвида Копперфильда", ivi, КиноПоиск HD
Дев Патель, британский актер индийского происхождения, сыграл главную роль в адаптации романа Чарльза Диккенса от режиссера Армандо Иануччи. Создатели утверждали, что таким образом они хотели познакомить новое поколение с классической сказкой Чарльза Диккенса, расширить привлекательность классики для аудитории, которая раньше могла чувствовать себя изолированной. Есть мнение, что детям сложно ассоциировать себя с героями другой расы, а подобная вариация "слепого кастинга" решает эту проблему. Сам Патель много раз говорил, что считает, что "люди просто должны играть людей", но при этом выражал обеспокоенность, что люди будут обсуждать не фильм, а цвет его кожи.
"Гамильтон"
Перенесемся в 2015 год, когда Лин-Мануэль Миранда в мюзикле "Гамильтон" задействовал актеров, пришедших из рабства и колониализма, чтобы сыграть отцов-основателей. Каждый аспект мюзикла был разработан с целью переосмыслить существующее повествование о ранней американской истории. Дизайн костюмов также отражал личность актеров, показывая косы, локоны и фактурные прически поверх традиционных причесок 18-го века. Рэп-тексты донесли до аудитории имена, даты и другие описания Войны за независимость. Понимание того, что кто-то должен "выглядеть соответствующим образом", чтобы сыграть роль реально существующего человека, было фактически выброшена в окно.
Мюзикл стал одной из самых успешных бродвейских постановок. Кассовые сборы, продажа сувениров и сделка со стриминговым сервисом Disney+ принесли проекту 1 млрд долларов, а его создатель попал в рейтинг самых высокооплачиваемых звезд мира. Миллионы белых людей слушали саундтрек и покупали билеты. Мемы, пародии и многое другое в социальных сетях доказали, что белая аудитория может воспринимать исторических фигур как вымышленных персонажей, зная, что реальные фигуры выглядят и действуют совершенно по-другому. Так что "Гамильтона" можно считать невероятно удачным примером "слепого кастинга".