Найти тему

Чему я научился у фильма «Тихое место 2»

Три сценарные и режиссерские задачи сиквела, которые пришлось решать Джону Красинки (и как он с ними справился).

Фото: Paramount+
Фото: Paramount+

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).

Спустя год после премьеры до экранов добралось «Тихое место 2» – крепкая картина, не уступающая первой части.

Это тот случай, когда сиквел не придерживается формата «еще разок, но прибавим в масштабе», а развивает художественные и драматургические решения оригинала новыми средствами.

Вот какими.

Фото: Paramount+
Фото: Paramount+

Правила мира

Первое, с чем приходится иметь дело сиквелу, это правила мира. Но если часть зрителей смотрела и помнит первый фильм, то другая часть его не видела или забыла.

Задача сценария – экспонировать все заново, не повторяясь.

Действие разворачивается в афтершоке инопланетного вторжения.

В первой части об ужасах начала вторжения мы могли судить по иммерсивным деталям (газетные вырезки, следы проигранных схваток, недомолвки босых героев), а первое правило выживания («звук это смерть») нам доказывал затяжной опенинг с погибающим ребенком.

Вот он:

Сиквел помещает нас в Первый День и дает увидеть бойню своими глазами.

Так решаются четыре задачи разом:

  • мы знакомимся с основными героями фильма, включая новых;
  • зрители первой части укрепляют эмоциональную связь за счет появления на экране героя Красински (а новые зрители устанавливают связь благодаря многофигурным отношениям внутри семьи);
  • препятствия задраны на уровень непреодолимости;
  • и наконец, нам напоминают первое правило выживания.
Фото: Paramount+
Фото: Paramount+

Но так как это сиквел, вместо долгого поиска стратегии герой ориентируется в ситуации мгновенно, аудиовизуально доказывая – «звук это смерть».

Фото: Paramount
Фото: Paramount

Теперь – вестерн

Второе, что встречает нас сразу, это новое художественное решение сиквела.

Первый фильм был интимной семейной драмой, где вход зрителя в близкую дистанцию с героями осуществлялся съемкой на длиннофокусные объективы и обилием деталей на крупных и сверхкрупных планах.

Этот отрывок довольно показателен:

Вторая часть завязана на путешествии, она про схватку маленького человека со стихией.

Это хоррор-вестерн с соответствующим киноязыком.

Камера все время пребывает в движении, чередуя съемку с рук и трэвеллинг. Кадр постоянно несется: сквозь массовку и сквозь сеттинг (но не сквозь фактуру!).

Анаморфотная оптика дает объем, благодаря которому жертва и монстр встречаются в границах одного кадра, соотнося масштаб.

Видите разницу?

Так выглядел «Парк Юрского периода»:

Так выглядела «Война миров»:

Напряжение без напряжения

Еще один прием, на котором построен сиквел – параллельный монтаж. Много, очень много параллельного монтажа.

Сюжетный движок картины традиционен, как бы ни уверяли нас в обратном маркетологи. И движок рисковый, сравнительно недавно на нем погорел второй сезон «Очень странных дел»: сценарий дробит героев на отдельные группы, ставя перед каждой собственные цели и препятствия.

Кажется, будто это три приключения по цене одного, но действительно ли мы любим всех персонажей одинаково интенсивно? Конечно, нет.

Вместе они могут продуцировать хороший драматургический потенциал, а порознь... ну, все мы помним спин-офф «Друзей», например.

В «Очень странных делах 2» одни серии были интересными, другие – мучительными. Как раз по этой причине.

В «Тихом месте 2» уравнителем служит параллельный монтаж. Пиковые драматические точки группы героев проходят одновременно, пусть и порознь.

Это позволяет Красински выстраивать драматургическую рифму (как в финале) и подтягивать напряжение в линиях, где органичное напряжение найти не удалось (аптека в мидпойнте).

Фото: Paramount+
Фото: Paramount+

И еще чуть-чуть

Это не все, что я вынес из просмотра.

В сиквеле ожидаемо сильная работа со звуком (саунд-дизайн нашел третью составляющую контраста) и хорошая работа связки тезис-доказательство.

Но пост и без того получился большим, поэтому будет хорошо, если в комментариях вы поделитесь своими наблюдениями или расскажете, насколько интересен такой формат (конечно интересен).

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц