Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Победа в дождь, который мешал использовать огнестрельное оружие

11 июля русско-шведское войско подошло к Твери и встало лагерем в 10 верстах от неё. Войско тушинцев заняло укрепленные позиции. Под проливным дождем войско Скопина-Шуйского атаковало польское войско пана Зборовского на подступах к Твери. Однако русские и наемники действовали порознь и не смогли организовать единый удар. Поляки успели ударить на опережение и опрокинули конницу Делагарди. Наемники, решив, что это поражение бросились в лагерь, грабить имущество. Шведы защищали свое добро, началась суматоха. Но пехота в центре, несмотря на сильный дождь, который мешал использовать огнестрельное оружие, отразила вражескую атаку. Выдержала польскую атаку и русская конница. К вечеру бой закончился и тушинцы вернулись за укрепления. Войска Скопина отошли за Волгу.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

В лагере тушинцев уже праздновали победу, посчитав, что отразили наступление вражеской армии, но рано радовались. Молодой воевода Шуйский, умело перегруппировавший свои силы, 13 июля под покровом ночи нанес внезапный удар по противнику. Русские и шведы ворвались в вражеский лагерь. После ожесточенной рубки, поляки дрогнули и бежали. Союзное войско захватило тушинский лагерь и большую добычу.

Волга у Калязина. Современный вид. Фото автора
Волга у Калязина. Современный вид. Фото автора

Однако после этой решительной победы начались сложности. Скопин повел часть армии на Москву. Сам Делагарди не пылал желанием продолжать поход на Москву, а предпочитал ограничиться обороной Новгородской земли. В Твери оставался польский гарнизон пана Красовского, и Делагарди предпринял несколько попыток штурма города, но безуспешно. Наемники понесли тяжелые потери, взбунтовались, требуя жалованья, и, не получив денег, повернули назад.

Покинутый наемниками, воевода Скопин-Шуйский не пошел прямой дорогой, занятой тушинцами, к Москве, а повернул к Калязину. Скопин-Шуйский привлек шведского офицера Кристера Сомме для руководства военным обучением ополченцев по голландскому образцу и писал позже Делагарди, что без Сомме ему едва ли удалось бы подготовить множество необученных людей, ежедневно стекавшихся к нему из Ярославля, Костромы и Поморья. Ополченцев учили тактике Оранского: строю, равнению подразделений, сочетанию защиты длинными копьями и ружейного огня. Ведь русским ратникам, как и голландцам, требовалось выдерживать удары рыцарской конницы и панцирной тяжелой пехоты. Калязин фактически стал на короткое время военно-политическим центром Русского царства.

Памятный камень в Калязине. Фото автора
Памятный камень в Калязине. Фото автора

Тем временем польский гетман Ян Сапега, который в этот период продолжал осаждать Троице-Сергиев монастырь, решил ликвидировать возрастающую угрозу со стороны армии Скопина-Шуйского и первым атаковать противника. 12-тысячный отряд Яна Сапеги оставил осаду Троице-Сергиевой лавры (часть войска осталась блокировать монастырь) и пошёл на соединение со Зборовским, выступившим из Тушина с запорожскими и донскими казаками. Численность этого объединённого войска не уступала тому, которое собрал Скопин-Шуйский. У поляков основную часть армии составляла конница, у Скопина — пехота.

28 августа 1609 г. вблизи
Троицкого Макарьева монастыря началась Калязинская битва. Русская конница притворным отступлением заманила передовой отряд противника на заболоченный участок берега речки Жабни и атаковала его с двух сторон. Тушинцы не могли развернуться, были дезорганизованы и понесли большие потери. Остатки отряда бежали к своим. А русские отряды ушли за Жабню в укрепленный лагерь около переправы через Волгу.

Памятник Макарию Калязинскому. Современный вид. Фото автора
Памятник Макарию Калязинскому. Современный вид. Фото автора

Основные силы тушинцев, разъяренные поражением передового отряда, атаковали русский лагерь. Но атака польских и казацких войск была остановлена русскими полевыми укреплениями, где вражеская кавалерия попала под плотный пищальный огонь. Тогда поляки стали предпринимать демонстрации, накатываясь и притворно удирая, чтобы выманить русских из-за укреплений. Но те не клюнули и укрытий не покинули.

Тогда польское командование решило прорваться в лагерь Скопина-Шуйского в результате неожиданного удара со стороны реки Жабни. Русские отряды встретили нападающих и в результате семичасовой битвы одержали вверх. Когда тушинцы были утомлены и обескровлены безрезультатными атаками, Скопин начал контрнаступление. Уставшие тушинцы стали отступать за Жабню. Воодушевленные ратники Шуйского усилили напор, достигли обозов войска Сапеги и продолжали теснить их дальше. Тушинцы не выдержали и побежали по дороге на Углич. Разбитые полки Сапеги вернулись к Троице-Сергиеву монастырю. Молва о победе широко разошлась по Руси. Скопин получил большой авторитет в народе.

По А.Самсонову

Предыдущие статьи по теме: "Черный гетман", "Лисовчики", "Тушинские перелеты", "Квашня, туша и всход по реке", "Откуда пошли Трубецкие", "Ротмистр, с которым считались короли", "Царь падал перед народом ниц", "Два государя не указ одному гетману", "Кремль, построенный на низком месте", "Керамические иконы Дмитрова", "На кол за предупреждение об обмане", "Союзный договор как предлог к войне"