Вот и закончился ещё один учебный год в детском саду, и я опять выпускаю своих воспитанников в школу! Подвожу итоги своей работы. Чему-то мы их научили, что-то они постигали сами в силу своего возраста. Но у меня есть мой личный успех! Ранее я писала о девочке со сложным характером. Милая и ласковая, а порой агрессивная "бунтарка", как она себя называла, доставила нам немало хлопот. Я с таким поведением столкнулась впервые, и пустить всё на самотёк просто не смогла.
Почему девочке с ангельской внешностью нравится быть злой, сильной, и жестокой? Можно ли это исправить?
Хотя моя замечательная напарница и покрутила пальцем у виска: "Успокойся, это забота родителей!", успокоиться я не смогла.
Во-первых, поговорила с мамой девочки. Её дочь любит смотреть "мультфильмы" про кукол Лол. "Я запрещаю, но без меня, она только их и смотрит". Нет возможности избавиться, значит надо смотреть вместе и обсуждать. Кто кроме мамы сможет правильно объяснить девочке, что хорошо, и что плохо? Надо отдать маме должное. Все мои рекомендации она выполняла. Нет, она не отчитывалась передо мной. Просто я поняла это из рассказов девочки.
По моей просьбе она нарисовала семью. Хотя они живут вдвоём с мамой, семью девочка нарисовала большую, никого не забыла! Рисунок получился хороший, яркий! Если бы не одна фигура! Чёрная, с лохматыми волосами и небрежно заштрихованным лицом. Я бы сказала, что это лицо девочка зачеркнула специально! На мои вопросы она отвечала охотно, рассказывала обо всех членах семьи. Только про зачёркнутую фигуру почему-то не говорила.
Пришлось напомнить:
- А это кто?
- Это мама моей сестры.
Другими словами это папина жена. Я знаю, что папа часто берёт дочь в свою семью, где растёт другой ребёнок, и судя по рисунку отношения с папиной женой у девочки не самые тёплые. Я передала рисунок маме и попросила обратить внимание на отношения дочери к этому человеку.
Что происходит в чужой семье, мне не ведомо и с этим пусть разбирается мама. А у меня в группе есть ребёнок, который не всегда может нормально общаться с другими детьми, и я хочу это исправить.
Что такое добро и зло, любовь и страх, мы обсуждали много раз. При каждом удобном случае.
"Я хочу, чтобы меня все боялись!"
Эту фразу малышка говорила очень часто. Никогда не думала, что придётся говорить на такую серьёзную тему с такими малявками!
"Если тебя все будут бояться, то никто не станет любить."
"Почему? Я же буду крутой, красивой, в модной одежде и ооочень богатой!"
Ей пять с половиной лет! Как ей объяснить, что человека любят не за эти качества?
И я совсем не психолог! Действовала, как могла, интуитивно. Приводила ей в пример ос и пауков, которых она боится. После долгих разговоров, она всё же согласилась, что лучше уж дружить, чем бояться!
Уже хорошо! Злиться и раздражаться она ещё продолжала, но проявлений агрессивного поведения уже не было.
Каждый раз, когда у девочки возникало желание с кем-нибудь поругаться, я переводила всё в шутку.
Внимательно смотрела ей в глаза и таинственным шёпотом произносила:
"Тебя Злюка укусила? Ты её заметила?"
Или наоборот громко:
"Ой, я слышала, как поблизости хрюкнула Злюка! Она хочет напасть на кого-то из моих детей! Быстро собираем команду спасателей!"
Варианты были разные, но все действовали безотказно! В игру включались все дети, и команда спасателей прогоняла Злюку разными способами! Хлопали, топали, громко и дружно хихикали, пели, танцевали! Или говорили друг другу комплименты! Причём способы придумывали сами дети! Обиды забывались, настроение улучшалось!
Постепенно и ссоры сошли на нет!
Теперь Злюка, наш детский сад облетает десятой дорогой, куда ей с такими детками дружными справиться! А если и бывают моменты, когда у кого-то из детей портится настроение, то обязательно найдётся ребёнок, который спросит:
- Тебя что, Злюка укусила?
И в ответ сразу поднятый вверх большой палец, который означает дружбу!
Прошло полтора месяца. Моя маленькая девочка больше не бунтарка!
Она уже не хочет чтобы её боялись, и мечтает оказаться в одном классе со своими друзьями.
А я наслаждаюсь последними тихими деньками!
Люблю это время, когда закончился учебный год, и я вижу результат своей работы. Если за всю смену я не сделала ни одного замечания детям, значит я хорошо работала весь год! Немного грустно, от того, что каждый день приходится прощаться с ребятишками, которые уходят. Кто-то ещё будет ходить до августа, но уже в другую группу. А мы начинаем ремонт и принимаем новую группу, на этот раз разновозрастную от 2 до 4 лет.
Спасибо всем, кто откликнулся на мою статью "Агрессивность в детском саду, что с этим делать?"
Ваши комментарии и обсуждение очень важны для меня и для читателей!
Подписывайтесь на канал где много интересного о воспитании детей и не только об этом!