Найти тему
Нурэль Уланов

Расскажу о Втором сыне Чингисхана

Оглавление

Расскажу сегодня о Чагатае

ЧАГАТАЙ (1185 г. - 1242 г.)

Монгольский полководец, второй сын Чингисхана

Он унаследовал большую часть из пяти завоеванных Чингисханом государств, был назначен надзирателем за исполнением свода законов Яссы, разработанных его великим отцом и священных для монголов. Вспыльчивый и жесткий характер второго по старшинству наследника Великого Хана привел к его жестокой вражде со старшим братом – воинственным Джучи-ханом. И некоторые летописцы приписывают именно ему вину в гибели Джучи от рук наемных убийц.

Правитель Чагатайского ханства

Фанатично преданный идеям отца, он показал себя его достойным преемником – в его правление территориальное наследие Чингисхана удалось сохранить, мятежи и инакомыслие на завоеванных землях подавлялись жестоко и быстро. Знаменитое восстание в Бухаре в 1232 году имело все шансы расколоть страну. Но чингизид действовал решительно и спас государство от надвигающейся угрозы распада.

Как Хранитель Законов Яссы Чагатай был строгим приверженцем монгольских традиций. Он не приветствовал распространение ислама.

Но в личном окружении к вероисповеданию своих подданных хан относился удивительно терпимо – в частности, его министр Мавераннахр был мусульманином. И хотя в бытность его правления в ханстве были построены мечети и училища, сам правитель, по слухам, ходившим среди его современников, был больше приверженцем идеям христианства.

При жизни отца

Чагатай, как царевич-чингизид принимал личное участие в походах (среди них числится поход на империю Цзинь с двумя братьями – Джучи и Угэдеем), успешно осаждал столицу Хорезама – Гургандж. После битвы на Инде царевич был отряжен отцом на поимку хорезмшаха.

Смерть Чагатая и Падение ханства

Ставка Чагатая была в степях на реке Или. Историки спорят о том, почему в качестве столицы чингизид не выбрал Самарканд или Бухару. Ответ кроется в характере самого хана – верный и жесткий приверженец монгольским традициям, он любил степи и считал жителей городов, живущих в домах и хижинах, изнеженными и слабыми, годными лишь для того, чтобы своим трудом и умениями обеспечивать царскую жизнь монголам — степным кочевникам и воинам. Сохранение силы рода для него было в соблюдении традиций и обычаев своих предков. Ведь только живущему в суровых степях и ведущему кочевую жизнь хану смогут подчиняться его верные воины.