В XIX в. в российской Прибалтике широко распространились староверы. Российские власти пытались оказать противодействия старообрядчеству путем учреждения в Риге архиерейской кафедры. В 1836 г. было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии (впоследствии самостоятельная православная Церковь Латвии). Первым епископом Рижским был Иринарх (Попов), затем архиепископ Рязанский.
Старообрядцы в Прибалтике
Впервые в Прибалтике старообрядцы появились ещё в 1659 году.
Этому способствовало то, что в Прибалтике в результате польско-шведской войны было очень много незаселенных земель. К тому же чума 1657-1661 годов окончательно добила местное население, которое бежало от нее куда глаза глядят.
💥Сокровища белорусских староверов и банда 20-х годов XX века "Чёрный ворон"
Заселяемые территории
Старообрядцы селились в основном на территории Лифляндии, герцогства Курляндского и Латгалии. В основном это были выходцы из российских северо-западных районов.
- На территории Лифляндии переселенцы занимались преимущественно земледелием, но некоторые из них обосновались в городах. Например, большое число староверов поселилось в Якобштадте (Ekabpils), получившем в 1670 г. права города. В первой четверти XVIII в. наблюдается усиление притока староверов в Ригу - монография И.Крастелева Старообрядчество в Лифляндии в эпоху Николая I. Учреждение рижского викариатства
Рижская губерния
В 1721 году Лифляндия присоединена к Российскому царству и на ее землях образована Рижская губерния.
Царские чиновники сразу стали слать сообщения, что в Рижской губернии живет много старообрядцев и они не хотят причащаться.
Но до поры до времени их не трогали и дали жить по своему усмотрению. К тому же в среде старообрядцев происходило сильное социальное расслоение и более бедные попадали в крепостную зависимость от более богатых общинников.
После манифеста Екатерины II в 1762 году о послаблении старообрядчеству приток староверов в Рижскую губернию только увеличился. В самой Риге появилось три старообрядческих храма:
- «Рижское старообрядческое общество имело в это время три моленных. Главная молельня помещалась в Гребенщиковской богадельне, новая близ лютеранской церкви Спасителя на Спасской улице Московского форштадта, третья находилась недалеко от Покровского кладбища» - Чешихин, Е. В. Сборник материалов… C. 551.
У рижских старообрядцев в 20-х годах XX века появилась даже своя школа на 110 детей, богадельни, больницы и приюты.
- «Крепость и процветание рижской староверческой общины, имевшей свои больницы, заводы, мызы и школы, когда их и помину уже не было в Москве, удивляло всех» - Лесков, Н. С. О раскольниках города Риги, преимущественно в отношении к школам. Рига, 1863.
Все это привело к быстрому росту числа старообрядцев:
Если в 1816 г. в Риге насчитывалось 2112 старообрядцев, то в 1826 г. – 5424, а в 1830 г. здесь проживало уже 7904 старообрядца
Православная церковь
Православие в Рижской губернии было слабым и ему противодействовало местное лютеранство, которое считало старообрядцев своими союзниками.
Поэтому 14 сентября 1836 года в Риге было учреждено православное викариатство. Первым рижским православным викарием стал Иринарх, который на этой должности находился до октября 1841 года.
Правда особого эффекта это не дало и старообрядцы, обладавшие большими материальными средствами продолжили привлекать в свои общины новых крепостных крестьян, которые бежали от своих помещиков. Эти крестьяне становились не только неофитами (новообращенными), но что более важно для купцов были дешевой рабочей силой на их предприятиях.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!