Считается, что первым театром, объединившим сцену с видео, был коллектив "The Wooster Group" (США), созданный в 1970-е годы, и по сей день работающий на сопряжении традиционного сценического искусства с визуальным, полученным с помощью передовых мультимедийных технологий. Однако попытки внедрения видеоряда в ткань театрального действа предпринимались существенно раньше.
"Театральные перформансы, использующие видео, имеют богатое историческое наследие, уходящее примерно на сто лет назад, к экспериментам Лои Фуллер с видеопроекциями на её прозрачные одежды, а также первой интеграции видео в театральный перформанс во время небольшого Берлинского ревю в 1911 году..." (Из книги Стива Диксона "Цифровой перформанс", глава "Перенос фильма в пространство театра: эксперименты 1911-1927 годов").
Поэтому не стоит воспринимать присутствие видео на сегодняшней сцене как нечто "новомодное", этот приём уже очень давно интересует режиссуру во всём театральном мире. Российский театр не отстаёт в этом смысле от европейского и американского. Другой вопрос, что далеко не всегда отечественные режиссёры и художники обращаются к видео ОСМЫСЛЕННО, в силу эстетической необходимости. Видео как иллюстративная деталь, виньетка, и как важный смыслообразующий элемент — категории разные. И когда без видео спокойно можно обойтись, мысленно "вычесть" его из спектакля без ущерба для образно-символического ряда — это означает, что режиссёру или художнику просто хотелось казаться "современными". К счастью, таких случаев не слишком много...
Возможности видео в театре
Видео может выполнять в драматическом спектакле множество функций. От чисто технической и вспомогательной (к примеру, титры с переводом в спектакле, который играют на иностранном языке) до многослойных метафорических построений, если не полностью подменяющих собой актёров, то стоящих наравне с "живым планом"... Это и текстовые ремарки, поясняющие ход действия, и так называемый "режиссёрский комментарий", контрапункт происходящему на сцене; и эффект реалити-шоу, когда мы видим актёров до и после выхода на сцену; и намеренные крупные планы, рассчитанные на последние ряды огромных залов; и отвлечённые, беспредметные видеопроекции, являющие нам душевное состояние героя...
Видео может помочь художнику создать нужное настроение, изменить атмосферу той или иной сцены, моментально перенести место действия из одной точки в другую, даже фактически заменить собой декорации. Флэшбеки, предусмотренные автором пьесы, воспоминания героев, их прошлое и будущее... всё, что скрыто от глаз персонажей, но должно быть известно зрителю. Перевод из бытового плана в мистический (например, явление призраков и привидений) тоже часто делается через видеоряд. Иногда посредством видео ставится важный смысловой акцент, чтобы зритель считал принципиальную позицию создателей спектакля, его генеральную метафору.
- Видео как ТЕКСТ не обязательно носит утилитарный характер (указание на место и время действия). Это может быть демонстрация какого-то документа, переписки, интернет-чата. В каком-то смысле текстом является и демонстрация на экране фотографий. Бывает, что режиссёру важно показать текст пьесы, с которой он работает, и авторские ремарки и реплики проецируются на сцену, а тем временем непосредственно на площадке происходит совсем иное. Такое обнажение приёма даёт зрителю возможность оценить, какая именно трансформация происходит с драматургическим материалом.
- Видео как РЕЖИССЁРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ часто используют в целях отстранения, иронической дистанции (допустим, по сюжету происходит нечто трагическое, а на экране мы видим легкомысленный клип или весёлый мультфильм; или наоборот, герои полны радостных предчувствий, а видео "подсказывает" зрителю, что ничего хорошего их впереди не ожидает).
- Приём РЕАЛИТИ может приоткрыть закулисье прямо во время спектакля (зритель видит, как актёры гримируются, идут по коридору, прежде чем появиться на сцене; уходят, переодеваются, покидают театр со служебного входа, выходят на улицу). С одной стороны, это буквальное расширение границ сцены-коробки, с другой — характерная для нашего времени публичность, невозможность скрыться от наблюдения. Также реалити-шоу может быть реализовано как видеосъёмка "здесь и сейчас", актёр-персонаж с камерой занимается конструированием видеоряда прямо на глазах у зрительного зала. Зритель, кстати, тоже может стать невольным участником съёмки.
- Видео в качестве ДЕКОРАЦИИ очень распространено в современной сценографии. Были даже спектакли, где на сцене не было ничего, кроме выгородки из экранов, но аудиовизуальными средствами создавалась вполне убедительная среда обитания персонажей. Но этим возможности видеодекорации не исчерпываются: она может обозначать не только место действия, но и состояние героя: внешнее и внутреннее, менять их местами, играть с масштабами, предлагать сюрреалистические картины, смешения яви со сном, бредом, пограничные состояния.
- КРУПНЫЙ ПЛАН в театре чисто физически, как в кино, невозможен, поэтому режиссеры используют видео. И это вызывает больший эффект, чем в кино, где он привычен и уже не производит такого впечатления, какое производил когда-то на первых зрителей синема...
Включение кино в театральное действие
Следует различать видео как инструмент и попытки соединения театрального языка с киноязыком. Когда режиссёру важно соединение нескольких планов, он может вплетать в ткань действия кинохронику, фрагменты уже существующих фильмов, и даже снять собственный фильм, чтобы вмонтировать его впоследствии в спектакль. Актёры взаимодействуют с экранными "партнёрами" как с живыми; сами существуют в нескольких сценических ипостасях одновременно...
Многообразное и содержательное соединение инструментальной и метафорической функций видео постоянно происходит в современном театре, где показаны, кажется, все возможные способы синхронизации театра и кино — от визуальных аттракционов до концептуальной игры с кинематографическими жанрами. И это можно только приветствовать. Важно лишь не превращать аттракционы и игру в самоцель...
В Новом драматическом театре тоже используются возможности видео на сцене. Билеты на спектакли, фото из которых вы увидели в этой статье, можно приобрести ЗДЕСЬ.
Ждём вас!