Найти тему
Новый драматический театр

Зачем в театре видео?

Оглавление

Считается, что первым театром, объединившим сцену с видео, был коллектив "The Wooster Group" (США), созданный в 1970-е годы, и по сей день работающий на сопряжении традиционного сценического искусства с визуальным, полученным с помощью передовых мультимедийных технологий. Однако попытки внедрения видеоряда в ткань театрального действа предпринимались существенно раньше.

"Театральные перформансы, использующие видео, имеют богатое историческое наследие, уходящее примерно на сто лет назад, к экспериментам Лои Фуллер с видеопроекциями на её прозрачные одежды, а также первой интеграции видео в театральный перформанс во время небольшого Берлинского ревю в 1911 году..." (Из книги Стива Диксона "Цифровой перформанс", глава "Перенос фильма в пространство театра: эксперименты 1911-1927 годов").

Поэтому не стоит воспринимать присутствие видео на сегодняшней сцене как нечто "новомодное", этот приём уже очень давно интересует режиссуру во всём театральном мире. Российский театр не отстаёт в этом смысле от европейского и американского. Другой вопрос, что далеко не всегда отечественные режиссёры и художники обращаются к видео ОСМЫСЛЕННО, в силу эстетической необходимости. Видео как иллюстративная деталь, виньетка, и как важный смыслообразующий элемент — категории разные. И когда без видео спокойно можно обойтись, мысленно "вычесть" его из спектакля без ущерба для образно-символического ряда — это означает, что режиссёру или художнику просто хотелось казаться "современными". К счастью, таких случаев не слишком много...

Сцена из "ЧЕХОВ. ПРОЕКТа" (МНДТ)
Сцена из "ЧЕХОВ. ПРОЕКТа" (МНДТ)

Возможности видео в театре

Видео может выполнять в драматическом спектакле множество функций. От чисто технической и вспомогательной (к примеру, титры с переводом в спектакле, который играют на иностранном языке) до многослойных метафорических построений, если не полностью подменяющих собой актёров, то стоящих наравне с "живым планом"... Это и текстовые ремарки, поясняющие ход действия, и так называемый "режиссёрский комментарий", контрапункт происходящему на сцене; и эффект реалити-шоу, когда мы видим актёров до и после выхода на сцену; и намеренные крупные планы, рассчитанные на последние ряды огромных залов; и отвлечённые, беспредметные видеопроекции, являющие нам душевное состояние героя...

Видео может помочь художнику создать нужное настроение, изменить атмосферу той или иной сцены, моментально перенести место действия из одной точки в другую, даже фактически заменить собой декорации. Флэшбеки, предусмотренные автором пьесы, воспоминания героев, их прошлое и будущее... всё, что скрыто от глаз персонажей, но должно быть известно зрителю. Перевод из бытового плана в мистический (например, явление призраков и привидений) тоже часто делается через видеоряд. Иногда посредством видео ставится важный смысловой акцент, чтобы зритель считал принципиальную позицию создателей спектакля, его генеральную метафору.

Сцена из спектакля "Три мешка сорной пшеницы" (МНДТ)
Сцена из спектакля "Три мешка сорной пшеницы" (МНДТ)
  • Видео как ТЕКСТ не обязательно носит утилитарный характер (указание на место и время действия). Это может быть демонстрация какого-то документа, переписки, интернет-чата. В каком-то смысле текстом является и демонстрация на экране фотографий. Бывает, что режиссёру важно показать текст пьесы, с которой он работает, и авторские ремарки и реплики проецируются на сцену, а тем временем непосредственно на площадке происходит совсем иное. Такое обнажение приёма даёт зрителю возможность оценить, какая именно трансформация происходит с драматургическим материалом.
  • Видео как РЕЖИССЁРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ часто используют в целях отстранения, иронической дистанции (допустим, по сюжету происходит нечто трагическое, а на экране мы видим легкомысленный клип или весёлый мультфильм; или наоборот, герои полны радостных предчувствий, а видео "подсказывает" зрителю, что ничего хорошего их впереди не ожидает).
  • Приём РЕАЛИТИ может приоткрыть закулисье прямо во время спектакля (зритель видит, как актёры гримируются, идут по коридору, прежде чем появиться на сцене; уходят, переодеваются, покидают театр со служебного входа, выходят на улицу). С одной стороны, это буквальное расширение границ сцены-коробки, с другой — характерная для нашего времени публичность, невозможность скрыться от наблюдения. Также реалити-шоу может быть реализовано как видеосъёмка "здесь и сейчас", актёр-персонаж с камерой занимается конструированием видеоряда прямо на глазах у зрительного зала. Зритель, кстати, тоже может стать невольным участником съёмки.
  • Видео в качестве ДЕКОРАЦИИ очень распространено в современной сценографии. Были даже спектакли, где на сцене не было ничего, кроме выгородки из экранов, но аудиовизуальными средствами создавалась вполне убедительная среда обитания персонажей. Но этим возможности видеодекорации не исчерпываются: она может обозначать не только место действия, но и состояние героя: внешнее и внутреннее, менять их местами, играть с масштабами, предлагать сюрреалистические картины, смешения яви со сном, бредом, пограничные состояния.
  • КРУПНЫЙ ПЛАН в театре чисто физически, как в кино, невозможен, поэтому режиссеры используют видео. И это вызывает больший эффект, чем в кино, где он привычен и уже не производит такого впечатления, какое производил когда-то на первых зрителей синема...
Сцена из спектакля "Чтение для впавших в уныние" (МНДТ)
Сцена из спектакля "Чтение для впавших в уныние" (МНДТ)

Включение кино в театральное действие

Следует различать видео как инструмент и попытки соединения театрального языка с киноязыком. Когда режиссёру важно соединение нескольких планов, он может вплетать в ткань действия кинохронику, фрагменты уже существующих фильмов, и даже снять собственный фильм, чтобы вмонтировать его впоследствии в спектакль. Актёры взаимодействуют с экранными "партнёрами" как с живыми; сами существуют в нескольких сценических ипостасях одновременно...

Многообразное и содержательное соединение инструментальной и метафорической функций видео постоянно происходит в современном театре, где показаны, кажется, все возможные способы синхронизации театра и кино — от визуальных аттракционов до концептуальной игры с кинематографическими жанрами. И это можно только приветствовать. Важно лишь не превращать аттракционы и игру в самоцель...

В Новом драматическом театре тоже используются возможности видео на сцене. Билеты на спектакли, фото из которых вы увидели в этой статье, можно приобрести ЗДЕСЬ.
Ждём вас!