Теневой бан или shadowban — это ограничения, которые Instagram без предупреждения накладывает на аккаунт. Они проявляются в резком снижении охватов публикаций, пропаже некоторых постов из ленты хэштегов в поиске.
Это определение придумали сами пользователи для обозначения аномального снижения активности в аккаунте.
Официально теневого бана не существует. Instagram не использует подобного определения, однако признает, что некоторые хэштеги блокируются.
Представители Instagram неоднократно отрицали существование теневого бана. Генеральный директор Адам Моссери заявил, что в соцсети нет подобного концепта, и пессимизация контента никак не связана с блокировкой.
Но раз теневого бана нет, то почему резко снижаются охваты?
Это происходит из-за принципов работы алгоритма Instagram. Он представляет собой самообучающуюся нейросеть, которая меняется каждую секунду, так что даже сами разработчики не до конца понимают, как она работает.
Лишь одно известно наверняка — популярным становится тот контент, который получает живой интерес у пользователей, а именно активность: лайки, репосты, комментарии.
Разработчик алгоритма Instagram Иван Медведев рассказал, что ИИ проводит трехслойную обработку данных: сначала алгоритм анализирует миллиарды постов, из них выбирает 500 наиболее достойных. Далее выбор сужается до 150 единиц контента, и на выходе остается 25 кандидатов для попадания в рекомендации.
У соцсети несколько алгоритмов и все они работают по своим принципам: для основной ленты, ленты рекомендаций, stories, рекламы и др.
Если у вас резко упала статистика, это не всегда виноват теневой бан. Это могло произойти из-за того, что пользователи увидели неинтересный контент, никак на него не отреагировали, из-за чего алгоритм посчитал публикацию недостойной высоких охватов.
- Публикация контента, нарушающего правила сообщества Facebook: обнаженные части тела, контент сексуального характера, спам, призывы к насилию и прочее;
- Создание искусственной активности с помощью накруток, розыгрышей, чатов;
- Использование сторонних сервисов активности: массфоловинг, масслайкинг, масскомментинг, автопостинг, рассылки в direct;
- Регулярные и массовые жалобы на контент от пользователей;
- Действия, похожие на спам: публикация одинаковых хэштегов или нерелевантных хэштегов, одинаковые комментарии, массовые рассылки в direct;
- Вход с нескольких IP-адресов.
- резкое снижение охватов и активности на публикациях в 2 и более раз;
- не находятся публикации по геометкам или хэштегам (к примеру, вы публикуете пост с персональным хэштегом, но не можете найти его по по этому хэштегу);
- непопадание контента в рекомендации.
Чаще всего, чтобы избавиться от ограничений, достаточно подождать. По наблюдениям пользователей, соцсеть накладывает ограничения на 48 часов, на 14 дней или на 30 дней. На этот срок нужно максимально воздержаться от подозрительных действий в аккаунте: не писать одинаковые комментарии, не делать рассылок, публиковать посты без хэштегов.