Утром пятого дня нашего круиза мы прошли Чебоксарское водохранилище и вышли к столице Чувашской республики – городу Чебоксары, расположенному на правом берегу Волги. Здесь остановки не было, и мы рассматривали проплывающий мимо город с борта теплохода.
По-чувашски город называется Шупашкар. Это название образовано слиянием двух слов: шупаш (воин) и карти (город). Если переводить дословно, то «Шупашкар» означает «Воинград», т.е. «Город воинов». А в русском языке закрепилась форма множественного числа – Чебоксары, образованная по созвучию.
На Волге исторически сложилась традиция: города с названиями мужского рода расположены на правом берегу реки, а города с названиями женского рода – на левом. Шупашкар – слово мужского рода, так что город Чебоксары не нарушает эту традицию.
Ниже по течению находятся плотина и шлюзы Чебоксарской ГЭС.
Город Новочебоксарск возник в 1960 году сначала как поселок строителей Чебоксарской ГЭС и химического комбината. Город строился ударными темпами по проекту ленинградских архитекторов. Сейчас это один из самых благоустроенных и красивых городов Чувашской республики.
Ниже Новочебоксарска находится небольшой городок Мариинский Посад. Здесь до середины XIX века было село Сундырь. Купцы и лесопромышленники этого села очень хотели перейти в разряд горожан, чтобы получить дополнительные преимущества для своего бизнеса. Инициативная группа предпринимателей написала прошение на Высочайшее имя с просьбой «именовать город или посад Мариинским в честь имени императорского величества государыни императрицы Марии Александровны и построить за счёт ходатайствующих богадельный дом тоже имени её…». Ходатайство было удовлетворено и в 1856 году вышел указ о переименовании села Сундырь в Мариинский посад.
После Мариинского посада Волга поворачивает свое течение ближе к направлению меридиана. Соответственно, правый берег реки становится круче.
Примерно в 80 км от Мариинского посада ниже по течению Волги находится Свияжск – город на острове. Необычна история города. Он был основан в 1551 году на высоком берегу реки Свияги недалеко от её впадения в Волгу. Ивану Грозному понадобилась военная база для использования при осаде Казани. Он повелел срубить в районе Углича деревянную крепость, которую затем разобрали и сплавили её детали по Волге к выбранному месту. Благодаря этому решению, Свияжская крепость была построена всего за 4 недели.
В 1957 году после заполнения Куйбышевского водохранилища Свияжск оказался на острове. Сейчас остров соединен с левым берегом реки Свияги с помощью автодороги, которая проходит по специально проложенной дамбе.
Наконец, показался Займищенский мост, за которым уже видны очертания зданий Казани.
Нам предстояла большая экскурсия по Казани и ночная стоянка на рейде этого города.
Все фотографии – авторские. При использовании ссылка обязательна.
Предыдущие обзоры:
Круиз Москва – Волгоград. День первый
Круиз Москва – Волгоград. День второй
Круиз Москва – Волгоград. День третий
Круиз Москва – Волгоград. День четвертый