В мировой истории есть события, известные каждому школьнику. Приезжая в места, которые в детстве казались чуть ли не мифическими, испытываешь особый трепет. Одной из таких легенд для меня были Помпеи.
Уничтоженный вулканом город, сохранившийся нетронутым сквозь столетья под толщей пепла. Такие рассказы больше похожи на вымысел. И тем волнительнее было приехать и увидеть это место собственными глазами.
Нам повезло посетить раскопки во время, когда город украсили невероятные скульптуры Игоря Миторая. Я из тех консерваторов, которым чаще не нравиться всяческое современное искусство, неуместно впихнутое на исторические объекты. Но это был не тот случай.
Бронзовые работы польского художника не только прекрасны сами по себе. Они идеально вписались в атмосферу Помпей. Добавили ту самую нотку эпоса, которая пришлась мне по душе.
Скульптуры простояли в городе чуть больше года. Очень жаль. Редко встречается такое идеальное сочетание творчества современников и истории.
Как я уже писала в прошлой статье, осматривать Помпеи мы решили в один день с подъемом к кратеру Везувия. Для самостоятельных путешественников это очень удобный маршрут.
Автобус высадил желающих у входа в Археологический парк.
Билет для взрослых стоит 15 евро. Можно сэкономить и купить комплексный, если вы планируете посетить раскопки и других городов.
Сразу у входа расположились две работы Миторая. Тематика скульптур напрямую никак не связана с историей Помпей. Все работы объединяет лейтмотив античных персонажей, естественно с ноткой иносказательности и кучей отсылок в деталях. Современное искусство никуда без этого.
Нам встретился и мифический инженер Дедал. Тот самый, что построил на Крите лабиринт для минотавра, отец знаменитого Икара. Это он смастерил крылья для сына, который не послушал заветы отца и, забыв про осторожность, подлетел слишком близко к солнцу.
«Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода попадёт на перья и они намокнут»
Образ самого Икара — одна из любимых тематик скульптора. Он виден во многих работах.
Передвигаться по улицам Помпеи лучше с картой. Тогда вы точно не пропустите что-то интересное и не потеряетесь в хитросплетении улиц древнего города.
Ориентироваться помогают таблички на домах и крупные строение, вроде театра.
Сейчас раскопки в городе почти не выдуться, только реставрационные работы. Считается, что Помпеи подняты из пепла уже на 80%.
Археологи нашли Помпеи практически нетронутыми. Под слоем пепла прекрасно сохранились фрески, мозаика, предметы утвари. Город буквально застыли во времени. Даже хлеб, который испекли почти 2000 лет назад, так и остался лежать на столах.
Сначала ученые даже не понимали, что копают Помпеи. Первые находки были случайны и обнаружены на большом расстоянии друг от друга.
Даже когда на стене одного из здания нашли табличку с названием города, археологи все равно были уверены что нашли руины Стабии. Свою ошибку они поняли только спустя 15 лет после начала раскопок. Благодаря надписи на одном из пьедесталов стало понятно, что найденный город — Помпеи.
Многие считают, что знаменитые застывшие фигуры — это найденные окаменевшими жители Помпеи. На самом деле это не совсем так.
В 1980 году, руководивший тогда раскопками Джузеппе Фиорелли, обнаружил примечательный факт. Скелеты, погребенные под слоем вулканического пепла, находились в характерных пустотах. По форме они поразительно соответствовали контурам тел людей и животных.
Во время извержения вулкана, смесь влаги и пепла оседала буквально на всем, покрывая людей и предметы плотной пленкой. Позднее она застыла. Ткани давно превратились в пыль, но отпечаток сохранился со всех деталях.
Чтобы получить слепки тел, ученые просверливали небольшие отверстия, заливали пустоты гипсом и получалась реконструкция положения тела.
Именно эти слепки мы и видим в Помпеях.
Еще одно распространенное заблуждение, что Помпеи погибли под потоками лавы. На самом деле это не так. Во время извержения над Везувием образовалась эруптивная колонна высотой 33 км. Раскаленное облако из камей, пепла и пара и накрыло Помпеи.
Количество тепловой энергии, которая высвободилась во время катаклизма, во много раз превышала мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Температура облака достигала 700°C. Поэтому у жителей буквально закипала кровь и превращалась в пар.
Мы бродили по городу до заката. Незаметно Помпеи опустели. Это зрелище вызывает двоякое чувство. В свете закатного солнца руины выглядят таинственно и опустошенно.
Атмосфера способствует разгулу фантазии. И можно легко представить себе это место два тысячелетия назад. От такой реалистичной картинки пробегал мороз по коже.
А слегка апокалиптичные работы Миторая только добавляли драматизма в пейзаж.
Мы бродили по раскопкам практически до самого закрытия. Территория действительно большая и на осмотр хорошо бы отвести как минимум 4 часа.
От центрального входа до станции электричек, которая увезет вас обратно в Неаполь, примерно 15 минут пешком.
А идеально завершить насыщенный день поможет тарелка чудесной неаполитанской пасты с бокалом вина. О том как меня шокировал и покорил Неаполь я обязательно напишу в ближайшее время...
Поэтому подписывайтесь на канал. Будем путешествовать вместе! 😊
Спасибо что дочитали. Надеюсь статья вам понравилась.
Мне будет приятно, если вы оставите комментарий или 👍.
Читайте также: