Найти тему
Хохлов Сабатовский

Как через свет передать настроение в кадре?

Оглавление

Постановка света — один из первых шагов, с которых строится кадр.

Сколько источников света, куда и как они направлены, какова их яркость и тон — всё это чрезмерно важно не только для освещения сцены, но и для придания атмосферы и настроения кадру.

Об этом сегодня и поговорим. Давай разбираться, как придать сцене определённое настроение.

Как цвет передаёт настроение?

Перед тем, как начать выстраивать свет определи какой цвет лучше всего передаст настроение.

Попробуй выстроить цветовую гармонию исходя из твоего ключевого цвета.

Кстати, про цветовые гармонии ты можешь прочитать вот здесь.

  • Красный обычно ассоциируется с любовью, энергией, активностью и силой. Желтый выбирают, чтобы передать радость.
  • Зеленый ассоциируют с близостью к природе и безопасностью.
  • Синий — стабильность, доверие, спокойствие.

Однако на деле цвета редко используют по назначению, зачастую обманывая ожидание зрителя.

Вспомним отрывок из фильма «С широко закрытыми глазами».

Сцена открывается с доминирующего жёлтого оттенка, который затем пропадает ровно в момент, когда герой попадает в напряженную ситуацию.

Далее в этой сцене герой Тома Круза идёт к центру зала и мы понимаем, что он раскрыт.

Что работает в этой сцене? Метафоричный жёсткий свет сверху, выделяющий героя среди остальных, стоящих в тени. Он здесь чужой, белая ворона, открытый и уязвимый.

  • Используй жёсткий свет, чтобы ярко выделять героев на фоне остальных, показывать доминирование одного персонажа над другим, обращение к светлой стороне, чьё-то сомнение между двумя выборами и так далее.
  • Мягкий свет может представить персонажа безразличным и холодным, а сцену спокойной, без ярких акцентов и важных смысловых фокусов.

Посмотрим пример из другой сцены — «Тёмный рыцарь»:

В самом начале сцены Комиссар Гордон общается с Джокером. Позади Комиссара включена лампа, обозначая его как сторонника «светлой стороны», позади Джокера только тёмная пустота.

Гордон уходит в свет, в сцене происходит лёгкая заминка, как вдруг включается свет и мы видим Бэтмана позади Джокера.

Почему герои не продолжили общаться в полумраке? Это намеренный ход режиссера, который решил показать, что разговор между Джокером и Бэтменом — «открытый» и начистоту.

Сотрудники полиции при этом стоят в тени, не участвуя в процессе и наблюдая за важным для сюжета диалогом.

Другой интересный пример — отрывок из фильма «Достать ножи», в котором семейный юрист зачитывает завещание умершего хозяина дома:

Все родственники Харлана Тромби освещены половинчато, показывая свою неуверенность и волнение.

При этом уверенный в себе и независимый Рэнсом намеренно освещён более жёстким и тёплым светом — он ключевая фигура в этой сцене.

Марте же достался мягкий свет, дающий почти бестеневое лицо — ей безразлично завещание и что кому достанется.

Зато после оглашения и начала перепалки, экспозиция намеренно сдвинута так, что родственники хозяина дома оказываются в тени, а Марта и охраняющий её Бенуа Блан представлены на свету.

Вместо заключения

Выстраивая свет в сцене, расставь акценты, определи положение персонажей и их взаимоотношения.

  • Они доверяют друг другу?
  • Кто-то хочет кого-то предать?
  • Может кто-то ненавидит другого?

Затемни фон, выделив героев на передний план или наоборот выровняй свет так, чтобы персонажи растворялись в нём.

Используй мягкий свет, чтобы осветить и «успокоить» всю сцену или намеренно оставь один участок неосвещенным, чтобы создать интригу.

Комбинируй цвета или тонируй в один, чтобы придать определённое настроение: предательство, спокойствие, единение с природой или страсть.

Что смотреть и где вдохновляться:

  • Нуар, потому что это кино про акценты. Если скучно смотреть старые фильмы, включай «Город грехов».
  • Здесь разбираются три варианта освещения, придающие разную атмосферность сцене.
  • В этом видео постановик Шейн Хёрлбат даёт 5 советов по освещению комнаты.