Споры и недовольства вокруг математики автора Л.Г. Петерсон ведутся до сих пор. Рассчитана она для сильных учеников или для всех? Трудна ли она в усвоении? Как правильно вести по ней уроки учителям, чтобы дети понимали и не уходили к репетиторам? На эти вопросы трудно ответить в одной статье. Я лишь хочу рассказать о своём личном опыте знакомства с Людмилой Георгиевной Петерсон и о том, как я вела свои занятия по её учебнику математики. А также расскажу об одном случае, когда мне пришлось со своим учеником прогнать всю математику за начальную школу всего за один месяц.
С данным учебником я знакома еще со студенческой скамьи. Нас в педвузе отправляли на практику в хорошие, сильные школы. У всех у них была математика по Л.Г. Петерсон. При выходе из института я и не умела преподавать математику по другой программе. То есть в теории должна уметь, а на практике знала только Петерсон.
Всё-таки в большинстве российских школ действует программа Школа России и математика автора М.И. Моро. По сравнению с Петерсон она мне казалась примитивом.
"Неужели наши дети настолько глупы, чтобы учиться по такой лёгенькой программе?" - думала я, держа в руках учебник Моро.
Однако я сильно переоценила детей в целом. Они действительно могут хорошо учиться по Моро и совсем с трудом у них идёт Петерсон. Это я узнала и осознала уже годы спустя с набранным постепенно опытом и с практикой.
10 лет назад мне посчастливилось побывать на лекции Людмилы Георгиевны Петерсон. Не знаю, проводятся ли такие лекции сейчас, а 10 лет назад я жила еще в Москве, где такие семинары для преподавателей математики по программе Петерсон проходили для лучшего осознавания учебника и правильности обучения детей. Так что с Людмилой Георгиевной я знакома лично, можно сказать. Довольно приятная женщина, умная, рассудительная. Сейчас ей уже 70 лет.
В школе, где я работала на тот момент учительницей начальных классов, математика была автора Гейдман. Зато в работе репетитором я постоянно сталкивалась с Петерсон. Просто нескончаемый поток учеников искал себе репетитора, родители были очень недовольны этой программой:
- Для кого она? Явно не для моего ребенка.
- Она для одаренных детей.
- Её же запретили в школах!
- Программа, в которой я не могу помочь своему ребенку, хоть он и учится всего в 3 классе.
Это те отзывы об этом учебнике, которые я постоянно слышала от родителей своих учеников.
На усвоение математики по Петерсон действительно уходило много времени. И действительно, многие ученики не справлялись. А я, как репетитор, тратила огромное количество времени на подготовку. Продумывала материалы и рисунки, графики и схемы и другие способы объяснения материала по этому учебнику детям так, чтобы им было понятно. Иногда на это уходили ночи напролёт.
Не так давно ко мне попал ученик, заканчивающий 4 класс по учебнику Моро. Мама его была в отчаянии:
-Мой сын провалил экзамен в другую школу. Дело в том, что мы переезжаем и уходим учиться в другую школу. Там математика по Петерсон. Туда нас брали через экзамен. Сдать его заново можно через месяц, в конце июня. Помогите нам! За месяц нужно прогнать всю математику Петерсон за курс начальной школы.
Конечно, я им не отказала. Но пошла немного не по тому пути, который предлагала мама. При занятиях 3-4 раза в неделю по часу на протяжении месяца выучить всю математику по Петерсон за курс началки нельзя. Да мальчику это и не надо было. Его главная цель - не провалить снова экзамен и поступить в ту школу. А уже после экзамена можно в спокойном ритме позаниматься по учебникам Петерсон и более тщательно освоить темы, которые были не освещены в Моро.
Занимались мы в течение месяца по экзаменационным вариантам. С задачами на движение было сложнее всего. Мальчик постоянно округлял глаза, не понимая, где надо искать скорость удаления, а где сближения, где движение вдогонку, а где с отставанием. В Моро тоже есть задачи на движение, но в Петерсон они более сложные и более обширно освещены.
Старался ученик, старался. Это был сложный месяц для него. Мальчик был далеко не отличником. Да и мне приходилось подбирать много материалов, чтобы объяснить темы быстро и понятно, так как не было времени разжевывать материал часами. А был ещё июнь, солнце, тепло, на улице хорошо, заниматься никому не хотелось.
В итоге экзамен мой ученик сдал на 4. Это было настоящей победой для него и для меня. И его приняли в ту школу.
После экзамена мы еще немного позанимались по учебнику Петерсон, а потом мальчик погрузился в каникулы и отдых. Надеюсь, в новой школе у него всё в порядке с математикой.
Что я могу посоветовать родителям:
- Не паниковать, если в вашей школе математика по Петерсон. Значит, ваш ребенок прошел собеседование, и учителя увидели в нем способность учиться по этой программе. Это уже не плохо.
- Задолго до школы купить пособия для дошкольников автора Петерсон "Игралочка". Я использую их с дошкольниками всех возрастов. Детям очень нравится заниматься по этим пособиям.
А главное, что они здорово помогают потом в 1 классе и в будущем. Ведь вы заранее не знаете, по какой программе будет учиться ваш ребенок в школе.
- Сейчас много видеоуроков и презентаций в интернете по этому учебнику. В большинстве случаев в начальной школе можно обойтись без репетиторов, главное - не надо упускать непонятые темы, находить время на объяснение их ребенку.
Пишите в комментариях, как вы относитесь к математике по Петерсон, знакомы ли вы с ней, как справляются ваши дети? Считаете ли её программой для одаренных детей? Ставьте "нравится". Подписывайтесь.
Читайте также: