Найти тему
10,5K подписчиков

Гаджеты & школа: удачный симбиоз или непримиримое противостояние?

Согласно данным исследования, проведенного аналитиками онлайн-школы Skysmart, почти каждый второй школьник проводит за экраном какого-либо девайса от 4 часов в день, большинство респондентов при этом пользуются смартфонами. Каждый второй школьник считает, что планшеты, компьютеры и другая подобная техника помогают в учебе, а еще 56% уверены, что получить качественные знания без них в современном мире уже невозможно. Как именно дети используют гаджеты, сколько времени, проведенного за экранами различных устройств, у них уходит на процесс обучения и как они относятся к запрету на использование смартфонов в школах, читайте в нашей статье.

Согласно данным исследования, проведенного аналитиками онлайн-школы Skysmart, почти каждый второй школьник проводит за экраном какого-либо девайса от 4 часов в день, большинство респондентов при этом

В ходе опроса, в котором приняли участие 1300 учеников российских школ, выяснилось, что вопреки расхожему мнению о том, что все дети сутками не выпускают гаджеты из рук, к ярым приверженцам онлайн-жизни можно отнести лишь 6% детей (используют гаджеты более 10 часов в сутки). Однако повода для радости нет: менее часа в день такому времяпрепровождению уделяет только 1% опрошенных, большинство же тратит более 4 часов (29% – 4–6 часов и 20% – от 6 до 8).

Наибольшей популярностью среди разнообразных устройств у школьников пользуется смартфон (71% респондентов). Только каждый пятый ученик чаще всего использует компьютер. По 3% голосов собрали планшет и телевизор. Еще меньше детей (1%) отдали предпочтение игровым консолям.

На что уходит время

Большинство школьников в основном тратят время за гаджетами на развлечения (31%) и общение (20%). 16% респондентов ответили, что преимущественно уделяют внимание обучению, и 15% – саморазвитию. Затруднились с ответом на вопрос 18% респондентов.

Можно ли, руководствуясь ответами на этот вопрос, сделать какой-то однозначный вывод, например о том, что 51% школьников, поглощенных играми, просмотром роликов, общением, делают это в ущерб учебе? Вряд ли, ведь, во-первых, вопрос не подразумевает однозначных ответов («только учусь», «исключительно играю»), а во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов субъективность суждений и личностные особенности каждого ребенка.

Я считаю, что гаджеты учебе не помеха, ведь я отличница, а в телефоне сижу, как и все!– прокомментировала участница опроса.

А кто-то из школьников настроен вполне категорично в отношении использования гаджетов для досуга:

Глупый человек будет использовать гаджеты для развлечений, а умный – для саморазвития и помощи в учебе.
Вопрос: по твоим ощущениям, больше всего экранного времени ты тратишь на развлечения или на общение, на учебу или на саморазвитие вне школьной программы? (Одиночный выбор)
Вопрос: по твоим ощущениям, больше всего экранного времени ты тратишь на развлечения или на общение, на учебу или на саморазвитие вне школьной программы? (Одиночный выбор)

К слову, каждый второй школьник утверждает, что гаджеты помогают ему в учебе. Еще 43% отмечают, что при некоторых обстоятельствах технические устройства могут помогать, а при некоторых – мешать. Только 4% опрошенных однозначно заявили о вреде гаджетов для процесса обучения, а 3% затруднились с ответом.

Вопрос: гаджеты мешают тебе в учебе или помогают? (Одиночный выбор)
Вопрос: гаджеты мешают тебе в учебе или помогают? (Одиночный выбор)

Большинство опрошенных во время учебы в школе проводят за экранами меньше часа. Домашние задания 31% школьников выполняют, используя при этом гаджет в течение 1–2 часов. У каждого четвертого ученика экранное время на выполнение домашнего задания составляет меньше часа.

Вопрос: пожалуйста, напротив каждого из занятий отметь, сколько в среднем времени ты ему уделяешь в день, используя какой-либо гаджет или устройство с экраном. (Матрица)
Вопрос: пожалуйста, напротив каждого из занятий отметь, сколько в среднем времени ты ему уделяешь в день, используя какой-либо гаджет или устройство с экраном. (Матрица)

Гаджеты в школе

Большинство школьников (97%) сталкиваются с требованием учителей не использовать гаджеты на уроках: у 41% опрошенных того требуют все педагоги; в 36% случаев запрет исходит от большинства учителей, в 15% – от некоторых; 5% респондентов отмечают, что табу на смартфоны существует у крайне малого количества педагогов. Совсем не запрещают гаджеты только трем процентам учеников.

Это выглядит довольно странным, если учесть, что подавляющее большинство школьников (81%) считают, что часто задания, которые дают учителя, можно выполнять на смартфоне. К тому же 44% учеников отмечают, что в их школе недостаточно компьютеров для занятий, а каждый пятый говорит о том, что компьютерных классов нет совсем.

В школе на информатике мы занимаемся на разных сайтах, но так как у нас забирают телефоны, нам приходится 15 минут от урока ходить по школе и искать школьные планшеты. В итоге для урока остается 30 минут,– рассказал один из участников исследования.

Запрет на использование гаджетов на уроках считают неправильным 60% учеников:

Гаджеты удобны по причине их портативности. Планшет весит в десятки раз меньше горы учебников. Кроме того, гаджеты позволяют оптимизировать учебный процесс: педагог может проводить тестовые работы на онлайн-платформах, давать дополнительную информацию с помощью видеоуроков.
Я считаю, что школа не должна запрещать гаджеты. Нужно сделать так, чтобы ученики могли ими пользоваться без ограничений, но не злоупотреблять этим!

Со сверстниками не согласны 23% опрошенных. Еще 17% затруднились с ответом:

Жаль, но суть опроса состояла лишь в попытке узнать, я за или против того, чтобы телефоны и другая техника использовались только во время урока, ведь в некоторых школах их вообще запрещают, хотя пока длится перемена, образовательный процесс не идет. Большинство учителей ссылаются на устав школы, позволяя себе при этом отбирать у детей личные вещи (телефон) и угрожая походом к директору/завучу. Мой вердикт таков: в целом в школах запрета на гаджеты быть не должно, но что касается процесса обучения, здесь следует подумать, а учителям стоит не перегибать палку и не позволять себе лишнего!
Запрет на использование гаджетов на уроке уместный. Но все же я часто отвлекаюсь на них от учебы из-за очень объемных заданий.

Гаджеты как возможность для развития

Михаил Митин, директор по развитию онлайн-школы Skysmart, считает, что отказ от использования гаджетов на уроках – плохое решение для педагогов, которые хотят заинтересовать детей своим предметом, идти в ногу со временем, повышать уровень своего профессионализма и всегда оставаться на высоте:

Большая часть современных школьников – представители поколения Z. В их детстве появились iPhone и iPad, 4G и российский YouTube, социальные сети «ВКонтакте», «Фейсбук» и «Твиттер», многие другие сервисы. Современные дети – цифровые аборигены, они не делят мир на офлайн и онлайн, а воспринимают его как единое целое. На мой взгляд, рациональнее тратить время не на запреты гаджетов, а на разработку методик их эффективного использования в учебном процессе. Причем заниматься этим может каждый педагог. С помощью гаджетов можно проводить опросы и быстро обрабатывать результаты, собирать обратную связь от учеников, организовывать викторины и квизы, предлагать индивидуальные задания и многое другое. Запреты могут увеличить разрыв между взрослыми и детьми в отношении к «цифре». Учителям с каждым годом будет труднее понять школьников и сделать урок интересным, а ученики не узнают, что, помимо социальных сетей и игр, гаджеты открывают увлекательные возможности для развития.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.