Найти тему

Одна из самых крупных аварий в истории ракетной техники. Байконур.

После второй мировой войны приоритеты в развитии военных технологий поменялись. Если после первой мировой войны существенным прорывом считалось появление танков и авиации, то в пятидесятые годы 20-го века на первый план вышли межконтинентальные баллистические ядерные ракеты.

-2

Именно они должны были быстро и эффективно решить задачи уничтожения потенциального противника. Для этого в 1959-м году в Советском Союзе было создано ракетное конструкторское бюро ОКБ 586 или Южная. Во главе этого КБ стал лучший ученик Сергея Королева - Михаил Янгель.

Михаил Янгель
Михаил Янгель

Ему лично главой советского Союза Никитой Хрущевым была поставлена задача доставки ядерного заряда до территории Соединенных Штатов Америки. За основу нового проекта была взята знаменитая и успешно испытания Сергеем Королёвым ракета Р-7 на основе которой была начата разработка новой более мощной ракеты Р-16 весом в 140 тонн. Для доставки ядерного заряда до территории США было использовано новое топливо, более эффективное но и более токсичное. В основе новой топливной смеси был использован высокотоксичный гептил, для которого в качестве окислителя служила азотная кислота, которая была смешна с тетраоксидом диазота. В результате, этой топливной смеси вполне хватало для доставки значительного заряда на территорию США, но имелись и свои недостатки. Прежде всего это очень высокий уровень взрывоопасности. Воспламенение и взрыв мог произойти даже при незначительных детонации. По этой причине при заправке ракеты необходимо было соблюдать особые меры безопасности. Однако это считалось не самым важным фактором. Главное было выполнить поставленную Хрущёвым задачу по сдерживанию США от возможных агрессивных действий.

Р-16
Р-16

Поставленную задачу конструкторы выполнили в самые короткие сроки. Уже через полгода опытный образец ракеты Р-16 был доставлен на испытательный полигон на Байконуре. По Советской традиции испытания были приурочены к какой-либо значимой дате. И на этот раз это была очередная годовщина Великой Октябрьской Революции.

-5

22 октября 1960 года было решено провести первые испытания нового ядерного носителя. Подготовка к проведению испытаний проводилась в большой спешке. Пришлось перевести обслуживающий персонал на работу в две смены. Многие проблемы приходилось решать в экстренном порядке. До этого времени подобных по конструкций ракет просто не было. Только по официальным данным в процессе подготовки к запуску были устранены целых 70 серьезных недочетов. Времени на серьезное рассмотрение подобных недочетов попросту не было. Пришлось их ликвидировать в оперативном порядке без необходимых расчетов. По идее при обнаружении подобных недочетов ракета-носитель должна была тут же отправлена на завод-изготовитель, однако установленные заранее сроки не могли этого позволить. Поэтому доработки проводились в полевых условиях, непосредственно на полигоне. Это создавало серьезные трудности, но партийное руководство не собиралась переносить сроки испытаний.

В назначенный срок на полигон прибыл не только конструктор Михаил Янгель. Здесь же присутствовал командующий ракетными войсками маршал Митрофан Неделин.

Митрофан Неделин
Митрофан Неделин

Несмотря на то, что он руководил войсками стратегического назначения меньше года он вполне понимал особенности конструкции новой ракеты Р-16 и даже давал достаточно дельные советы по ее усовершенствованию. Другое дело, что даже самые дельные советы достаточно трудно было воплотить на практике, поскольку они требовали дополнительных расчетов которые в полевых условиях воплотить было весьма сложно. К тому же подгонка испытания к определенному сроку также не позволяла производить точные расчеты и усовершенствования конструкции новой ракеты.

-7

Тестовые испытания были назначены на 22 октября и уже тогда были выявлены грубейшие нарушения, которые не могли гарантировать успешное проведение запуска ракеты. К примеру при создании электрических цепей были использованы не специальные провода, а обычные провода которые удалось найти на складе. В результате оплетка проводов просто не выдержала напряжения и стала плавится.

-8

При этом недочеты в электропроводке были замечены трижды. Два раза это обнаружилось на предварительном этапе. В третий раз неполадки были обнаружены уже при доставке экспериментальной ракеты на полигон. Специалисты пытались ликвидировать их при помощи подручных средств, попытавшись усилить конструкцию при помощи первых попавшихся прорезиненных мембран. Они не были предназначены для использования в ракетной технике и были найдены в обычной автомобильной мастерской.

-9

Пуск ракеты все же был перенесён на 23 октября, но за сутки устранить все неполадки не удалось. Наблюдение за запуском происходило в специально оборудованном для этого защитном бункере, который находился всего в сотне метров от места проведения испытаний. Несмотря на то, что конструкция бункера могла испытывать значительные перегрузки, невозможно было обеспечить стопроцентное выживание членов приемной комиссии, если условия запуска выйдут из-под контроля. Не случайно сами военные называли это защитное сооружение склепом.

При генеральном прогоне на Байконуре, были выявлены очередные недостатки. Так, произошло замыкание в сети блока разделителя, который должен был отстреливать вторую ступень. Однако сроки проведения испытаний поджимали и неисправность была ликвидирована непосредственно на полигоне. После чего началась подготовка к заправке ракеты высокотоксичным топливом. Несмотря на явные неполадки, ракета была заправлена гептил – азотной смесью и только после этого к ней были допущены техники которые решили еще отсрочить запуск, перенеся его на 24 октября. Следует учитывать, что пусковую установку с такими нарушениями по всем правилам просто невозможно было допускать для проведения испытаний.

По воспоминаниям полковника Виктора Торчинского такое положение дел было просто недопустимо. По его мнению нельзя было допускать техническую ремонтную группу к заправленной топливом ракете. Сначала необходимо было слить топливную смесь и уже потом проводить ремонтные работы в отношении электрических цепей. В противном случае это могло бы привести к подрыву пусковой установки.

Избежать подрыва экспериментальный ракеты непосредственно на полигоне все таки удалось невероятными усилиями технической команды, заменившей неисправные блоки электроцепей.

В 18:40 была объявлена 30-минутная готовность к запуску, за которым наблюдал сам маршал Митрофан Неделин. Для этого специально было создано импровизированное место для наблюдения. Михаил Янгель также находился поблизости, но на момент запуска удалился вместе с коллегами на перекур за 100 метров от защитного бункера.

Первоначально казалось что испытание проходит успешно, но уже через три минуты после запуска ракеты Байконур погрузился в огненный шторм. Такой эффект был достигнут за счет воспламенения ста двадцати тонн гептил - азотной топливной смеси и жар был настолько сильным что металлические конструкции на испытательном стенде значительно оплавились. Возгорание топлива продолжалось не больше минуты, но огненный вал за это время уже успел распространиться на десятки метров. В результате пострадало множество испытателей.

По воспоминаниям самого Михаила Янгеля, после аварии с ракетой Р-16 образовалась воронка с выжженной землей радиусом до 300 метров. На этой площади не могло остаться ничего живого. Даже металлические конструкции были расплавлены. Неудивительно, ведь произошло возгорание ста двадцати тонн топлива.

Как показали дальнейшие расследования возгорание произошло по причине отказа предохранителей которые были сняты технической группой, когда производился поиск неполадок второй ступени ракеты. В результате произошел автоматический запуск двигателей второй ступени. При этом программный токораспределитель был поставлен в нейтральное положение. Из-за этого огонь от включенного маршевого двигателя прожег днище бака окислителя под ним. Произошла утечка топлива, которое загорелось. Быстро потушить пламя было просто невозможно слишком большой был объем топливной смеси.

Тело маршала Неделина так и не было найдено, от него остался только кусок шинели, один погон и оплавленный циферблат часов. На них было зафиксировано точное время смерти главнокомандующего ракетными войсками. В 18:43 на следующий день, в прессе было сделано официальное заявление о том, что маршал Митрофан Неделин погиб при исполнении служебных обязанностей.

-10

Всего при пожаре пострадало не менее ста человек. Среди них были как специалисты конструкторского бюро, так и обслуживающий технический персонал.

-11

Сам Михаил Янгель в этой катастрофе выжил и даже не был наказан за этот проступок. За него перед Никитой Хрущевым лично заступился сам Сергей Королёв заявив, что техника новая и с ней пока возможны серьезные проблемы.

Из этой ситуации были сделаны соответствующие выводы и в дальнейшем уровень безопасности при проведении подобных испытаний был существенно увеличен.

-12

Так же добавлю, что эту аварию засекретили почти на 30 лет и всем родственникам погибших выдавались очень краткие и лаконичные справки. В которых сухо говорилось, что человек погиб при исполнении служебных обязанностей.

Например в той катастрофе погиб Лев Абрамович Берлин - это был конструктор ракетной и космической техники, а также заместитель главного конструктора Янгеля. На фото справка которая была выдана восковой частью. Справка выдана войсковой частью 25696 в том, что товарищ Берлин Лев Абрамович 24 октября 1960 года погиб при исполнении служебных обязанностей - командир войсковой части 25696 полковник Баланчук.

-13

Так же есть телеграмма, которая касается Валентина Пугаревича - это был шофер команды заправки и подвоза специального топлива первой стартовой группы, отдельной инженерной испытательной части. «Министерство связи СССР. Телеграмма. Ваш муж, Пугаревич Валентин погиб при исполнении служебных обязанностей. Похороны состоятся 27 октября»

Как я уже говорил выше, относительно маршала Неделина вышла статья, где прямым текстом говорилось, что он погиб в результате авиационной катастрофы. Ничего о той страшной аварии в газетах конечно же не писали.

-14

48 погибших офицеров и солдат похоронили в парке города Ленинск в братской могиле. Останки гражданских специалистов были отправлены на родину, то есть в различные города и уголки Советского Союза. Где их похоронили без всяких почестей.

-15

Погибших работников ОКБ 586 хоронили вообще без указания точных дат смерти.

Эта катастрофа на Байконуре конечно же была не единственной, но стала самой крупной в истории ракетной техники.

Другие статьи на блоге:

Грязные ядерные взрывы Франции

Американский шаттл с ядерной бомбой над Москвой в 1985г

Стихийный митинг. Водочный бунт в СССР

Космонавты - испытатели пережившие Ад

Американский Чернобыль

Как Санкт-Петербург мог уйти под воду

Самая загадочная и засекреченная авария в СССР. Большая трагедия на Волге

Новочеркасский бунт. Жестокое подавление бунта