ИТ – что-то манящее, умное и привлекательное. Это, как блестящая монета на дне Карибского бассейна – с неимоверной силой тянет к себе, но не всегда этот блеск представляет из себя существенную ценность.
В этой статье, мы не будем затрагивать те стартапы, которые выстреливают и котируются миллионами долларов, как со стороны инвестиционной привлекательности, так и со стороны прибыльности или, хотя бы оборота. Я хочу обратить свой взор на те уникальные виды бизнеса, которые зарождаются и держатся на плаву, как трехлетний ребенок – барахтаются, но при этом и не тонут, и не плывут или такие, которые были созданы на волне хайпа с одной единственной целью перепродать себя подороже. Перейдем к реальным историям, которые между собой очень похоже деятельностью, но находятся на разных континентах, а выводы обсудим в конце:
Based on true a story (1).
Сан-Франциско, Калифорния, США. CafeX – роботизированный кофе-бар, в котором в качестве бариста выступает роботизированная рука, нажимающая кнопки напитков на профессиональной кофемашине и отдающая готовый напиток в специальное окно клиентской выдачи.
Складывается ощущение, что над названием долго не думали, а просто посмотрели на соседей из Tesla, которые годом ранее выпустили модель Х – совпадение? Направление coffee-to-go – одно из самых популярных и растущих в мире, особенно в США, где и придуман был этот проект. Да, ребята из Кремниевой Долины сделали отличный хайп, пытаясь доказать, что не только Starbucks является кофейной Меккой и что именно они являются новым мессия в этом сегменте, автоматизировав процессы и внеся элемент «наглядного шоу». Начали с двух супер популярных и людных локаций, привлекли новые инвестиции на дальнейшее развитие и, далее, «широко шагая» запустили еще около 25 локаций.
И, стали ждать! Чего? Момента, когда их признают перспективным стартапом и выкупят за сумму, сопоставимую с ВВП Албании, но получилось, как в советской песне: «… а в ответ тишина…» Красивая солнечная калифорнийская сказка постепенно начала заканчиваться, были сокращены локации и не просто сокращены, а закрыли все, оставив прибыльные в аэропортах Сан-Франциско и Сан-Хосе, причем не факт, что прибыльные – они больше выступают музейным экспонатом на «стихийной ярмарке», ведь именно этими аэропортами пользуются инвесторы и представители венчурных фондов чаще, чем остальными.
Based on true a story (2).
Москва, Россия. Небольшая ИТ-компания заходит на развивающийся рынок кофеен самообслуживания. Что это за «зверь»? Вы видели на заправках автономные кофейные станции, на которых напитки наливает клиент себе самостоятельно? Вот это и есть – кофейня самообслуживания, только с дополнительным оборудованием по приему бесконтактных платежей.
Справка. Несмотря на то, что в профессиональных СМИ вендингового мира «кричат» о том, что рынок торговых автоматов в России находится в полузачаточном состоянии в сравнении с рынками США, Европы и Азии, этот сегмент последние несколько лет падает по выручкам и прибыли. Так как, самым доходным вендинговым направлением является кофе, то наши предприимчивые соотечественники решили создать «новый» сегмент бизнеса – кофейни самообслуживания, заказав кофейный уголок с «кричащим» дизайном и автоматической кофемашиной с вендинговой начинкой. На выходе потребитель получает напиток за 100 рублей, который раньше продавался за 30-40… Эврика!
Но, вернемся к нашему герою – небольшой ИТ-компании, которая решила зайти на данный рынок с качественным продуктом. Итак, была выбрана профессиональная кофемашина, которая варит более насыщенный и ароматный кофе, нежели вендинг, а молочные кофейные напитки делает на натуральном молоке. Используя такое оборудование, его владелец сталкивается с дополнительными трудностями по уходу за ним, который рекомендуется делать ежедневно. Наш «герой» - не обычный оператор, а полноценный ИТ-участник отрасли, начинает информировать рынок и своих клиентов о том, что благодаря «оцифровке» всех тонких моментов обслуживания, теперь владелец кофейни удаленно знает когда закончатся ингредиенты, замусорена ли столешница и прочее. Но на деле, клиент этого стартапа (развитие происходит через франшизу), получает только работающую модель принятия оплаты и налива кофе (уже хорошо!), а все дополнительные цифровые инструменты просто находятся в разработке.
Выводы:
А они очень простые: кофейные ИТ-стартапы создаются не для бизнеса и получения прибыли, а для привлечения инвестиций (с темным будущем проекта) или для заработка на франшизе. А еще, и это не только в кофейной индустрии, ИТ-компании зачастую заявляют об уникальных разработках и инструментах, но не продают готовое решение, потому что оно в разработке. То есть, они знают, как должно быть, они знают, как сделать это правильно, но готовый продукт очень редко выкидывают на рынок – якобы, к концу разработки, он станет уже не актуальным. Тогда зачем рынку эти полумеры и громкие заявления?