Как театр начинается с вешалки, так и любое путешествие начинается с поездки. И то, как пройдет она, отложит свой отпечаток и внесет вклад во впечатление от путешествия или отдыха. Недавно я съездила в алтайскую Белокуриху на междугороднем автобусе и поневоле сравнила эту поездку с переездами между городами Таиланда и Вьетнама. А еще пришли в голову несколько размышлений.
Размышление 1. О комфорте для пассажиров
Время в пути от моего родного Кемерово до Белокурихи составляет 10 часов 35 минут. В день два автобуса – дневной и ночной. Тратить целый день впустую на поездку в автобусе было жалко, решили поехать ночным, чтобы в автобусе поспать и у нас в запасе был бы лишний день на отдых в этом замечательном горном курортном месте, называемом сибирской Швейцарией.
Автобус был вполне симпатичный, Хендай, чистый, водителей двое.
Кресла мягкие. Вроде бы – на первый взгляд. Пока на них не сели. Уже очень скоро стало понятно, насколько же они некомфортные. Спинки откидывались, все было нормально. Но как же неудобно! Сиденье твердое, спинка практически ровная, без изгиба для позвоночника, поэтому спина к концу поездки очень устала, подголовника практически нет.
Я понимаю, что автотранспортное предприятие «Кузбасские междугородные перевозки» не виновато в том, что автобус с такими неудобными креслами. Но ведь эти автобусы кто-то закупал. Скорее всего, они просто не рассчитаны на столь дальние переезды. Но тем не менее, на эти переезды их и пускают.
И пока я мучилась, устраиваясь поудобнее в неудобном кресле, поневоле сравнивала этот автобус с междугородними автобусами Вьетнама и Таиланда.
Во Вьетнаме на дальние расстояния даже на дневных рейсах пускают автобусы с двухярусными лежачими креслами.
Мало того, что они по-настоящему лежачие, то есть можно спокойно лежать и спать всю ночь, а днем приподнять спинку и ехать сидя. Они еще и мягкие, а также очень удобные, спроектированные с учетом анатомических особенностей человеческого тела – с выемкой под пятую точку и небольшим валиком для поясницы. А кроме того, тебе еще дают подушечку и плед. Все чистое, в упаковке.
Конечно, во Вьетнаме люди не ездят в автобусах в шубах и сапогах, им не нужно думать, куда пристраивать верхнюю одежду. Хотя в наших поездах эту проблему как-то решают. Да, я понимаю, что размечталась. Скромнее надо быть в желаниях и исходить из реальной действительности.
Но возьмем тайский междугородний автобус. Я даже не беру двухярусные спальные автобусы с креслами, откидывающимися как в самолете. Но даже если взять обычный «одноэтажный» автобус.
На фото видно, что сидения мягкие. Что на креслах лежат подголовники и пледы. На таком кресле можно спокойно всю ночь ехать. Кстати, в автобусах раздают бутылочку воды и сухой паек, а на длинных переездах даже кормят.
А мы что – не достойны ездить в таких мягких автобусах? Пусть без пледов и подушек, воды и кексиков. Но неужели на дальние расстояния нельзя пускать более удобные автобусы?
Размышление 2. О длительности поездки
Время в пути от Кемерово до Белокурихи 10 часов 35 минут. Расстояние 380 км. Получается, автобус едет со скоростью чуть более 30 км в час. Телега какая-то, а не современный автобус. Причем, дороги вполне нормальные.
А почему так долго? Да потому что в пути автобус делает 12 остановок. Половина по минуте – высадить-посадить пассажиров, а половина по 15-20 минут. Мне непонятно – зачем столько длительных остановок, тем более, на ночном рейсе. Автовокзалы не работаю, то есть посадки-высадки пассажиров нет. Чтобы в пустом автовокзале дойти до туалета, тоже много времени не надо. Буфеты не работают, поэтому никто не ест.
В основном на таких остановках мы просто стояли, водитель даже не открывал двери. Просто выжидали время. Я еще понимаю, если бы был один водитель и ему надо было отдохнуть. Но водителей было 2.
Причем, первая длительная остановка была уже через 1 час 35 минут (г.Ленинск-Кузнецкий), еще никто и устать не успел. Следующая остановка – через 45 минут (Белово), потом вообще через 35 минут (Гурьевск).
Ради кого или чего сделана такая «забота»?
Если бы сократить пусть не количество остановок, а время некоторых стоянок, вполне можно было бы выиграть минимум час. Вроде, немного. Но когда этот час вынужден ютиться на неудобном кресле, не зная уже, каким боком примоститься, он имеет большое значение.
Конечно, из-за такого неудобства я не отменю следующую поездку. Но если путешествуя по Азии получаешь удовольствие и от самой поездки, то дома воспринимаешь ее как вынужденную необходимость, которую просто надо перетерпеть.
А еще меня восхитили такие вот лавочки на автовокзале в Белово. Интересно, а сам разработчик этого шедевра дизайна пробовал посидеть на своем творении?