Найти тему
Лекторий СПВ

Раньше ее имя стояло в одном ряду с Шаляпиным, а сейчас ее никто не помнит. Оперная певица Мария Каменская

Мария Даниловна Каменская в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1882 г. Из коллекции Российского национального музея музыки, Москва.
Мария Даниловна Каменская в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1882 г. Из коллекции Российского национального музея музыки, Москва.

Солист его императорского величества - до революции такое почетное звание получили не более полутора десятков артистов. Среди них - оперная певица Мария Даниловна Каменская. Сегодня о ней мало кому известно, а когда-то ее имя стояло в одном ряду с Федором Шаляпиным, Мариусом Петипа, Николаем и Медеей Фигнер.

Каменская прожила долгую жизнь, наполненную мгновениями триумфа и забвения, семейным счастьем и тяжкими испытаниями. Ее первое появление на сцене сразу же заметил П. И. Чайковский, посвятив ей свой романс «Песнь Миньоны». Позже ей посвятили свои романсы Н. А. Римский-Корсаков - «То было раннею весной», А. К. Глазунов - «Все серебряное небо», Ц. А. Кюи - «Коснулась я цветка».

Уже после дебюта певицы в опере «Жизнь за царя» 30 января 1874 года критики предсказывали ей «видное место в русской оперной труппе».

Карьера певицы развивалась успешно, она исполняла главные партии, суммы ее контрактов из года в год росли, семья, в которой были уже четверо детей, жила в огромной квартире в доме на Фонтанке по соседству с главным дирижером Мариинского театра Э. Ф. Направником. В операх «Майская ночь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова она пела партии Ганны и Весны-Красны, у Чайковского в «Евгении Онегине» и «Мазепе» - Татьяны и Любови.

«В продолжение многих лет Каменская занимала первенствующее место в труппе русской оперы и исполняла все ответственные партии меццо-сопрано. Голос ее по красоте, ровности и силе может считаться одним из замечательных не только в России, но и за границей». Такую оценку дал певице критик Н. Ф. Соловьев в статье для словаря Брокгауза и Ефрона.

Однако ее блистательная карьера хоть и началась стремительно, но так же резко и оборвалась. В 1886 году в связи с финансовыми трудностями театральная дирекция, которая как раз в это время разделилась на Петербургскую и Московскую, решила не заключать с певицей, как и с некоторыми другими артистами, новый контракт, и Мария Даниловна оставила театр.

Для нее настали тяжелые годы. В семье тоже случилась беда: от болезней умерли ее муж и двое детей. Давая частные концерты, она пыталась вырастить и дать образование оставшимся на ее попечении трем сыновьям.

В сентябре того же года Каменскую снова приняли в труппу театра. Первоначально взяли на контракт 2000 рублей за сезон, а за несколько лет сумма выросла до 7200 рублей. Одна из ее лучших работ в эти годы - партия Фидес в опере «Пророк» Мейерберга.

1 января 1901 года Каменской было пожаловано звание «Солистка его императорского величества» и вручен почетный знак «Золотая лира». Спустя пять лет состоялся прощальный бенефис певицы (ей было 55 лет).

После революции она уехала в Финляндию. Певица умерла в Хельсинки 26 января 1925 года. Небольшое сообщение об этом поместил журнал «Жизнь искусства», выходивший в Ленинграде.

По материалам рубрики «Наследие» автора Олега Максимова.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.