Найти в Дзене
Paul Neumann

Список Свиндлера: В поисках благодати

Продолжение. Начало см.: Житие Св.Gauner-а

Несмотря на поздний вечер, в Свитавах царила ещё жара. Кафе опустело - я остался единственным гостем. Официант ненавязчиво суетился возле стойки - пора закрывать. Но мне не терпелось добавить 26-й пункт к «списку Штриха»: в июле 1938 г. Оскар Шиндлер был арестован за шпионаж против Чехословацкой Республики. Он сидел здесь, в кафе гостиницы, которая тогда называлась Унгарн, когда к его столику подошли два человека в штатском и сказали: «Оскар Шиндлер, вы арестованы. Сопротивление бесполезно.» Его заковали в наручники и посадили в машину, которая забрала его в Брно.

И Кенэлли, и Штрих как-то равнодушно относятся к этому эпизоду биографии Оскара Шиндлера. А ведь он хорошо документирован!

Фотография под арестом из уголовного дела Оскара Шиндлера. Этот снимок пользуется своеобразной популярностью - он распространен в Интернете, однако почему-то в обрезанном виде.
Фотография под арестом из уголовного дела Оскара Шиндлера. Этот снимок пользуется своеобразной популярностью - он распространен в Интернете, однако почему-то в обрезанном виде.

Чехи далеко не в восторге от того, что Gauner Шиндлер шпионил против их страны. Но чешские власти не чествуют историков, которые проявляют излишнее любопытство по отношению к старым документам. Тем не менее мэр Свитав, который всерьёз боится, как бы кто не осквернил памятник святого, подходит к вопросу с истинно швейковским чувством юмора: Лучшим местом для памятника была бы гостиница «Славия» - сказал он мне. Я так понимаю, что там памятник был бы в большей безопасности, чем в парке...

Историк Йитка Грунтова из Бжезовой опубликовала соответствующие документы. Ещё раз оказалось, что бумага выдержит всё. Беспринципные жулики сдают в металлолом чугунные таблицы, рассчитанные на века; тупые недоучки крушат мрамор. А уничтожить бумагу оказывается трудно! Мог ли новоявленный святой, сотворявший в тоне беззащитной искренности свою легенду для Института
Яд Вашем, предположить, что из военного шторма всплывут и сохранятся в архивах такие документы? И тем не менее...

В архивах Окружного Суда в Оломоуце хранится папка под номером TkXVI 1733/38. Она касается некоей Ильзы Пеликановой, агента
Абвера. Содержание папки начинается с донесения жандармского отделения в Оломоуце датированного 28 июля 1938 г.:

Сим уведомляется, что 22 июля 1938 дирекцией полиции в Брно арестован за распространение секретных сведений Оскар Шиндлер, местный житель, постоянно проживающий в Свитавах по улице Бадеровой 16.

Во время следствия означенный Шиндлер сознался в непосредственном контакте с органами разведки Германского Рейха, которым передавал сведения секретного характера о состоянии и подготовке обороны Республики.

Тогда же Святой Gauner сознался в том, что в 1936-1937 гг. пребывал в Берлине и Дрездене, где постоянно встречался с Ильзой Пеликановой, проживающей в Рейхартицах около Шумперка. Но Пеликанова оказалась хитрее Шиндлера и успела вовремя скрыться в Германии. Согласно показаниям Шиндлера, эта Пеликанова велела ему следить за политическими эмигрантами из Рейха в Чехословакии. На Пеликанову можно было валить всё без опаски - она бежала. Но задание, которое Шиндлер выполнял по её поручению как-то не укладывается в рамки легенды о спасителе евреев. Ведь среди тех эмигрантов, антифашистов, было очень много евреев.

Во время следствия в КПЗ полицейского участка в Брно на улице Орлицы 30, Оскар Шиндлер признался во всех вменяемых преступлениях: в передаче иностранной разведке сведений о эмигрантах и данных о состоянии пограничных укреплений Чехословакии. Ему грозил долгий тюремный срок. Материалы суда над Шиндлером хранятся в Государственном Архиве в Брно под номером HDK MeV SBS Brno, folio 06-pl-118-6-05.

Но тем временем состоялся Мюнхенский сговор, который постановил, что Чехословакия выпустит из тюрем всех судетских немцев. Отсидев три месяца Оскар Шиндлер вышел на волю, а ворота тюрьмы в Брно стали его триумфальными воротами в светлое будущее. Ведь он же, бедненький, столько вытерпел для
фюрера и фатерлянда! А теперь вернулся в Свитавы, которые уже успели сменить название на Цвиттау, так как оказались в Судетенгау, в границах Рейха. Из тюрьмы также вышел вождь свитавских судетских немцев, Юлиус Хониг, который быстро подружился с Эмилией. Цвиттау на радостях сожгло местную синагогу. Отныне пожары стали неотъемлемой деталью ночного ландшафта Судет, которые станут, естественно, Judenfrei, т.е. «свободные от евреев». Трудно сказать, какое участие в праздновании принял Gauner Шиндлер. Может быть, что всегда снисходительный и благодушный Кенэлли хотел написать что-то вроде «хотел спасать, таскал воду в вёдрах», но его остановили? Как низко может упасть придворный биограф?

В поисках Звезды Давида. Под таким претенциозным названием в Свитавах местный краеведческий музей открыл постоянную выставку посвященную Оскару Шиндлеру.
В поисках Звезды Давида. Под таким претенциозным названием в Свитавах местный краеведческий музей открыл постоянную выставку посвященную Оскару Шиндлеру.

В одном Рейхе, под предводительством одного фюрера, не было места для двух фашистских партий. Партия судетских немцев слилась с НСДАП, а Конрад Генлейн стал во главе судетских немцев как её гауляйтер. На Судетенгау распространились все германские законы направленные против евреев: запрет на владение собственностью и банковскими капиталами - на них наложили арест. На магазинах появились надписи «жидовский магазин», последние евреи бежали в Чехию. Они ещё не знали, что скоро и там до них доберутся. У Кенэлли не хватило наглости написать, что его герой ничего не знал об антисемитской натуре НСДАП.

За свои заслуги Оскар Шиндлер получил золотой значок НСДАП. Это вам не украшение - блёстка, которую можно купить за бесценок в магазине с сувенирами. Это свастика из настоящего золота самой высокой пробы. Ей награждались особо заслуженные партайгеноссе, а удостоверение о награждении подписывал заместитель вождя партии лично. Это надо знать, чтобы не попасться на удочку спекулянта Кенэлли и болвана Спилберга, для которых золотая свастика Шиндлера это всего лишь деталь маскарада «Ангела Жизни»: важные военные заказы, броня от военной службы... Всё ложь.

Вся историческая Чехия и Моравия оказалась в границах Германского Рейха; Генлейн ожидал получить пост наместника оккупированных территорий и строил планы на будущее: отобрать землю у чехов и раздать её немецким поселенцам, упразднить школы с чешским языком, на руководящие посты на железной дороге, почте и в промышленности назначать только выходцев из Германии. Чехов выселить. Куда? Да мало ли в Германии концентрационных лагерей? Смешанные чешско-немецкие браки будут разрешены только если дети будут воспитываться в немецком духе. Недоучка
Gauner Шиндлер тут же подсуетился; как же - такие возможности карьерного роста! И Абвер о нем не забывает. Разведке еще пригодится его опыт. Ясно, что в преддверии мировой войны агент Оскар Шиндлер не останется невостребованным.

Но в Свитавах, где он погорел, оставить его нельзя было. И в Брно его не отправишь - в городе, где он предстал перед судом и попал в тюрьму кто-нибудь мог его узнать. Так Шиндлер попал в новый разведцентр в Моравской Остраве - втором по величине городе Моравии после Брно. После раздела Чехословакии между её соседями, Моравска Острава оказалась зажата с запада и востока между германской и польской границей. Отсюда близко не только в Германию, но и в Польшу. Отличная база для действий против следующей жертвы войны.

В марте 1939 г., как только Германия оккупировала Чехию, генлейновская «пятая колонна» свила себе гнездышко в Моравской Остраве. Постоянным местом их встреч стало кафе Опера, что не очень нравилось чехам, которые смотрели на генлейновцев как на предателей. Вскоре в кафе вспыхнул пожар, но к сожалению он вызвал только небольшой ущерб и только в шахматном зале.

А что собственно нужно было генлейновцам в Моравской Остраве? В основном они делились опытом с диверсантами в Польше. Заместитель Генлейна, Франц Май, часто ездил в Катовице, где встречался с немецкими деятелями. Что ему было нужно в Катовицах? Вскоре стало ясно - кто-то подложил бомбу в квартире директора немецкой школы. Затем пришел черед памятника Фридриху Шиллеру, памятника солдатам павшим в Первую мировую войну и немецкой типографии. Потом уже бомбы и пожары в немецких домах в Польше стали повседневным явлением.

Оскар Шиндлер всё время оставался в Моравской Остраве. Известен даже его адрес: Паркштрассе 25 - он сохранился на одном из документов фабрики
Рекорд в Кракове. И тут он заводил многочисленные знакомства, особенно среди девиц не слишком тяжелого поведения. Однажды в квартире при Паркштрассе появилась женщина, которую соседи приняли за жену Оскара. Они вместе ездили на его машине и пропадали на несколько дней. Пани N., которая жила в этом доме еще подрастающей девочкой, помнит эту машину - черная, большая, «таких уже не делают».
-
Майбах? Адлер? - спросил я у неё.
- Может быть
Адлер...

Еще я узнал, что женщина была красивой и элегантно одетой. Но непонятно на каком основании Честимир Франек написал, что Оскар Шиндлер переехал в Моравску Остраву с женой. Тем не менее он без тени сомнения добавил:
Эта дама из хорошего дома была также сотрудницей Абвера. И это мне кажется вполне вероятным.

Эва-Марта Киза (на снимке слева), любовница Оскара Шиндлера и агентка Абвера, имевшая неясное отношение к контрабанде польских военных мундиров для глейвицкой провокации.
Эва-Марта Киза (на снимке слева), любовница Оскара Шиндлера и агентка Абвера, имевшая неясное отношение к контрабанде польских военных мундиров для глейвицкой провокации.

Женщину в машине Оскара Шиндлера звали Эва-Марта Киза. Она была банковской служащей. Служанка в краковской квартире Шиндлера, Юлианна C., вспоминает: Эта Марта работала в банке там, откуда он приехал. Ей едва исполнилось двадцать лет. Она жила в Тешине, где работала учительницей в чешской школе. Осенью 1938 г., после оккупации Тешина Польшей, чешские школы были закрыты, а Марта Киза бежала в Чехословакию. Там она получила работу в банке; надо полагать - в том самом, где Шиндлер работал в 1938 г, в его остравском отделении. Любовь с первого взгляда? Я полагаю, что дело было совсем в другом её качестве, чем красота. Марта Киза отлично говорила по-польски; её бабушка была полькой по фамилии Кавулок. Очень ценное приобретение для Абвера.

Поэтому Шиндлер стал забирать её с собой в Польшу на специальные задания. На своей собственной машине; по-видимому сотрудничество с Абвером хорошо оплачивалось - он разжился автомобилем! Томас Кенэлли совершенно игнорирует этот факт. Да и вообще он как-то мало внимания уделяет этому почти годовому эпизоду жизни Шиндлера. Шпионил против Польши?
Что же касается немоторизованной Польской армии, все ее секреты лежали на поверхности, пишет Кенэлли. По-видимому надо полагать, что Германии незачем было посылать каких либо шпионов в Польшу? И Шиндлер не шпионил, а просто Краков пришелся ему очень по душе, когда выяснилось, что, хотя его нельзя считать крупным промышленным центром, он представляет собой прекрасный средневековый город, окруженный кольцом металлургических, текстильных и химических предприятий. Полякам следовало только радоваться, что у них появится новый, предприимчивый хозяин...

Александр Биберштейн, который тоже относится к полку баснописцев Св.Шиндлера, вполне трезво заметил, что роль Шиндлера в подготовке немецкого нападения на Польшу пока не исследована. Для этого надо бы поворошить архивы Абвера, которые американцы держат в Институте Гувера. Биберштейн часто гостит в США, но странным образом он до сих пор не поворошил архивы Института Гувера. Американцы не разрешили, или он боялся открыть ящик Пандоры?

До войны, в 1939 г., Шиндлер многократно посещал Краков. У Кенэлли информация об этих поездках как-то расплывается в море обобщений. А тем временем Шиндлер установил в Кракове много контактов. До войны он состоял в деловых отношениях с краковским купцом Еретом, пишет Биберштейн. Почему-то он считает Шиндлера «купцом по древесине». Если наш святой и имел связи с Шимоном Йеретцом, то не для того, чтобы покупать древесину, хотя возможно, что Йеретц хотел её продать. Шиндлера интересовал совсем другой товар - сведения о военном потенциале Польши. Оборонительном потенциале, а значит о пограничных укреплениях, численности войск, вооружении подразделений. Покупал ли он их от Йеретца - неизвестно. Этот купец действительно торговал древесиной, в доме на улице Вроцлавской, рядом с военным госпиталем. Позже он попал в концентрационный лагерь в Плашове, а затем поехал в шиндлеровский Брюннлиц. Пережил войну, но его судьбой никто не интересовался.

Те, кто знал довоенного Оскара Шиндлера по делам в Кракове, встречали его в сопровождении хорошенькой Эвы-Марты. Обаяние, идеальное знание польского языка и силезское происхождение открывали перед ней отличные возможности работы в Польше. И тем не менее провалилась она, а не Шиндлер, рожденный, как видно, в сорочке. Документы её дела не сохранились, а рассказы третьих лиц неполны и противоречивы. Её якобы арестовали при попытке нелегально перейти чешскую границу как... контрабандистку! Так или иначе её арестовали и отправили в КПЗ тюрьмы при улице Монтелюпих. На дворе был уже август 1939 г., последние дни мирной жизни. Многие ли тогда занимались контрабандой на польско-чешской границе?

А где был тогда Оскар Шиндлер? В Бреслау, по вызову местного отделения Абвера, для особого поручения. Участвовал ли он в глейвицкой провокации? Неизвестно. Если да, то скорее всего на третьестепенных ролях. Но до сих пор неизвестно, откуда у немецких диверсантов появились польские мундиры. Мы знаем лишь, что их доставили 19 августа 1939 г. и в тот же самый день Шиндлера вызвали в Абверштелле для получения нового задания - он получил назначение в отряд Абвера приписанный к группе армий генерала Вильгельма Листа. Она должна была напасть на Польшу с юга и захватить Краков. Шиндлер, должно быть, уже знал, что его любимая Марта Киза арестована и сидит в тюрьме. Оплатил ли он ей по крайней мере хорошего адвоката?

Немецкие войска заняли Краков 6 сентября 1939 г. Кенэлли утверждает, что Шиндлер решил тогда порвать с
Абвером и переквалифицироваться в предпринимателя. Как будто из военной разведки можно выписаться как из церковного хора или кружка юннатов! Кого он за лохов держит? Пусть мистер Кенэлли не рассказывает нам басней о том, как Оскар влюбился в Краков - это не было делом его личного выбора. Просто майор Фабиан или капитан Динглер из Абверштелле Бреслау вызвал Шиндлера и сказал «Герр Шиндлер! Вы знаете Краков, у вас там есть свои люди, вы знакомы с обстановкой - это район ваших действий в ближайшем будущем. Вы отправитесь туда со штабом генерала Листа. Поселитесь в Кракове так, чтобы ни у кого не возникло подозрений, что вы занимаетесь разведывательной работой. Всё ясно?»

У Оскара не было другого выбора, кроме как щелкнуть каблуками и произнести «Есть!».

И как в низкопробном фильме про шпионов, если имеется в наличии шпион, то он должен завести шпионский роман, лучше всего со шпионкой. И вот шпионский любовник отправился в Краков, чтобы отбить шпионскую любовницу из застенков на Монтелюпих. Да только шпионку успели вывезти во Львов, а там... Красная Армия.

Но остался Шимон Йеретц. От него Шиндлер получил всю нужную информацию о фабрике
Рекорд. Она находится в треугольнике зажатом между улицами Липовой и Романовича, которая ведет в Заблоче. Это заброшенный квартал города, на берегу Вислы, отделенный от реки болотами и кустарниками. Место некрасивое и грязное: заводские трубы, фабрики, угольные склады. Рекорд только что построил новый корпус. Владельцем было товарищество установленное в 1937 г. с капиталом в 100,000 злотых, которые внесли три партнера: Михаэл Гутман, Вольф Лузер Глейтман и Израиль Коган. Позже в состав правления вошли еще Герман Хирш из Кракова и Авраам Банкер из Олькуша. Под конец 1938 г. все члены правления сложили полномочия, а с нового года фабрикой стал управлять единолично некий Якуб Рехниц, проживающий в гостинице Сити на улице Св.Гертруды. Но уже в апреле Рехниц отказался от такого почета и к управлению фабрикой вернулись Гутман и Глейтман. Всё напрасно - вскоре пришлось объявить о банкротстве предприятия.

Из всех перечисленных предпринимателей самую большую роль играет Авраам Банкер. Когда Шиндлер в начале своей краковской карьеры сообщил, что его капиталами управляет Банкер, все думали, что он шутит. Но это была правда. Этот маленький, полный человечек с неподдельно финансовой фамилией был зятем главного пайщика фирмы
Рекорд, Вольфа Лузера Глейтмана. Связь с Банкером это был первый шаг к фортуне Св.Шиндлера, который отнюдь не давал обета бессребренничества. В оккупированной стране НСДАП открыло перед ним неограниченные возможности; отсутствие образования в этом не мешало, а Абвер помогал.

Согласно сохранившимся документам, Банкер жил в Олькуше, на улице 3 Мая. Каким образом Шиндлер вышел на него - скорее всего останется нерешенной загадкой.

Продолжение следует...

Данный текст был написан в 1999-2001 гг. для публикации на несуществующем ныне сайте автора. Здесь и дальше ссылки на лица, с которыми автор встречался и разговаривал тогда, в настоящее время могут быть неактуальны.

Все цитаты, если это не оговаривается особо в тексте, приведены по изданию, Т. Кенэлли. Список Шиндлера. Эрика, 1994., в котором отсутствуют существенные фрагменты английского оригинала. Недостающие фрагменты цитируются в переводе автора по изданию Th. Keneally. Schindler's List. Simon & Schuster, 1994.

Прочие источники и литература:

  • J. Gruntova. Oskar Schindler: Legenda a fakta. Barrister & Principal, 1997.
  • Č. Franěk. Oskar Schindler - Král Krysa ze Svitav. Lidové Noviny, (12.02), 1994.
  • A. Bieberstein. Zagłada Żydów w Krakowie. Wydawn. Literackie, 2001.