Говорят, раньше в деревнях, селах друг про друга все знали. Имена, фамилии, прозвища. Стоило только старикам услышать, что к "морковным" приехал внук или племянник, долго будут вспоминать всю подноготную рода. Кто у них был дед, на ком женился сын, откуда привез невесту, удались ли их детки...
Уходит старое, молотое-перемолотое поколение. А с ними обычаи, традиции, привычки, уклад. Хорошо это или плохо, не знаю, у каждого времени и поколения "своя отметина".
Но мне жаль, что мы сейчас больше закрываемся друг от друга, заборами, замками, видеокамерами, чем открываемся - улыбкой, приглашением в гости, попить чайку, на подворье - полюбоваться только что распустившимся чудо-пионом....
Я немного рассказывала о том, что с недавних пор переехала из городской квартиры в собственный дом, расположенный в черте города.
После шумного, многочисленного подъезда, где мы давно уже сдружились и сроднились друг с другом, потому что десятилетиями жили в одном пространстве, рожали детей, выгуливали их на одной игровой площадке, потом провожали в армию, женили, крестили внуков, сельская уединенность, по крайней мере, мне так показалось, слободы Стрелецкая, удручала.
Выйдешь вечером снежной, морозной зимой на улицу, погулять, вокруг ни одной живой души, аж страшно. Да и кто здесь будет бодро разгуливать? Живут, в основном, одни старики, дети разъехались по городским квартирам .
Но постепенно обзавелась знакомыми, в первую, очередь, с хозяйками соседних с моим домов, Надей и Светой. Общение легкое, уличное, больше для разговора, когда в определенные дни выходим за ворота
и ждем машину для вывозки мусора или фермера с молочной продукцией.
И заборы,заборы, калитки, всегда закрытые на засов, со злобными охранниками-собаками. А чтобы поверили, что пес на самом деле свирепый, даже таблички имеются: " Осторожно, злая собака". Закрытые люди, осторожные, уж не знаю, почему.
Впрочем, недавний случай заставил меня по другому взглянуть и на своих соседей, и себя покорить за то, что по сути, и сама не пыталась с ними сблизиться.
...После завтрака спешу на огород. Вчера начала сажать перцы, но не закончила, осталось еще несколько штук, на потом. Не сразу сообразила, что меня что-то беспокоит, отвлекает от копания лунок. Показалось, кто-то стонет. Знаю, что за нами тоже огород и туда приходят уже немолодые Лена и Слава. Думаю, может, что случилось с хозяином? Пришел покопаться на грядках, стало плохо. Встревоженная, бегу в конец огорода, осматриваю посадки соседей. Никого. Успокоенная, возвращаюсь к "своим баранам". Только наклонюсь, снова стон, да такой жалобный, что душу выворачивает.
И вдруг отчетливо понимаю, что стоны раздаются не откуда-то, а совсем рядом - за соседним забором! Каким-то образом, из нечленораздельных звуков угадала характерную интонацию соседа, Саши. Знала, что он побаливает, перенес инсульт, но восстановился, ходил, разговаривал. Этим утром, гуляя с собакой, краем глаза видела, что его супруга, Надя вместе с сыном куда-то отъехали. Значит, думаю, Саша остался один? Хорошо, что калитка высокого железного забора оказалась открытой. Наверное, неспокойно было у Нади на душе, если она, вопреки привычке все запирать, именно в этот день оставила мужу лучик надежды на спасение.
Вбегаю во двор и о, ужас - Саша ничком лежит на земле, стонет, ни на что не реагирует, бредит, зовет Любу, Нину, просит у всех прощения, говорит , что всех любит и постоянно спрашивает кого-то:
-Они пришли, они пришли?
Мне ни разу не приходилось попадать в такую сложную, страшную для любого человека, ситуацию. Зову мужа. Он тут же прибегает на помощь.
-Вызывай "скорую"!
Я сбивчиво рассказываю, что случилось. По заведенному, видимо, порядку, у меня спрашивают не только адрес, его-то я знаю, но и фамилию, имя, отчество больного, дату рождения...
А я , кроме того, что моего соседа зовут Саша, ничегошеньки о нем не знаю! Начинаю психовать и орать благим матом:
-Я не знаю его фамилии, мы соседи, услышали стон, прибежали в дом, приезжайте немедленно, он умирает, у него спутанное сознание...
Муж пошел за ворота. встречать неотложку. Подстелив под голову Саши куртку, пытаюсь с ним разговаривать:
-Все, все, все... сейчас "скорая" приедет, тебе помогут. Пришли, пришли и Люба, и Нина. Мы тебя простили. А за что? Ты же хороший человек...
Глажу его, как мама, по голове, пытаюсь ободрить, успокоить.
Довольно быстро подъезжает "скорая". Медики просят помочь перевернуть Сашу на спину. Начинаются только посвященному понятные манипуляции с измерением давления, пульса, снятием кардиограммы.
-Вы можете позвонить жене?- Спрашивает меня молоденькая фельдшер.
-Я не знаю номера...
Медсестра нашла в кармане куртки Саши телефон, позвонила супруге. Оказывается, они уже подъезжали к дому. Спустя несколько минут, бледные и взволнованные, вбегают во двор.
Мы с мужем, чтобы не создавать излишней толкотни, тихонько удалились.
Вечером , встретив соседку, узнала,что у Саши второй инсульт, он лежит в реанимации.
Надя неустанно меня благодарит:
-Спасибо вам, спасибо, вы его спасли.
-Ты мне лучше скажи, какая у вас фамилия, отчества, сколько вам лет, а то живем рядом и ничего друг о друге не знаем.
Интересуюсь не для "скорой", тьфу-тьфу, просто так, по-человечески. И свои данные предоставила.
Вот так, спустя четыре года, познакомились поближе, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Мы ждем Сашу домой. Он сильный, выкарабкается, еще поживет на этом свете. Ну и что, что около его дома уже отцвела сирень? Вот-вот распустится роскошный куст жасмина. Ведь в слободе Стрелецкая всегда то-нибудь цветет...
Ваша Моя газета рассказала вам простую, незатейливую историю, которая меня, как ее непосредственную участницу, очень поволновала. Она о нашей жизни, о печальных событиях, о том, что без людей ты очень уязвим. Ведь случается разное и важно, чтобы тебе и в горести, и в радости было на кого опереться.