Найти тему

Врачебная этика Древней Индии

Здравствуйте! Уважаемые читатели, после статьи про Клятву Гиппократа, я захотел рассказать про еще более древнюю культуру врачевания и принципы лечения.

Древняя Индия это одно из древнейших цивилизаций человечества, наряду с шумерской и древнеегипетской цивилизациями.

Индская цивилизация берет начало с долины реки Инд, где VII тысячелетии до нашей эры в долине Инда и Сарасвати люди освоили земледелие( в основном выращивание риса), скотоводство, охоту и получение продуктов питания.
Что дало толчок к развитию культуры в истории.

Древняя Индия
Древняя Индия

В III тыс. до н. э. дравидами создаётся первая индийская цивилизация, получившая название Индской или Хараппской (города Ракхигархи, Дхолавира, Лотхал)

За Хараппской цивилизацией последовал ведийский период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.

Почему мы совсем немного капнули в Индологию (гуманитарная наука, изучающая историю, языки, материальную и духовную культуру этнических групп, проживающих на Индийском субконтиненте), а затем что подобраться к Ведам.

-3

Что же такое Веды?

Веды - это сборник священных писаний индуизма на санскрите( наиболее ранний вариант древнеиндийского языка).

Веды представляют собой устной стихотворной формой изложения и передавания через поколения, так как записано все было намного позже.

-4

Но, по тематике канала, нам наиболее интересна Атхарваведа, так как принадлежа к самому раннему, ведийскому, периоду древнеиндийской литературы, этот памятник занимает особое место среди прочих Вед, отличаясь от них и по своему содержанию, и по тому ритуалу, который с ним связан. «Атхарваведа» уникальна в том отношении, что отражает те стороны жизни древнейших индийцев, память о которых исчезла бы навсегда, не будь она зафиксирована в этой Веде.

А так же существуют, дополнительные веды (упаведы), являясь собой санскритским термином обозначающие околоведические текста, и не являются ведами. Упаведа которая нас интересует это Аюрведа, или книга жизни.

-5

Аюрведа представляет собой традиционную систему народной медицины Индии. Являясь частью Атхарваведы, где впервые появились упоминания именно медицинской части учения, Аюрведа была так же основой врачебной этики, но об этом чуть позже

Легенда о происхождении аюрведы
По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов. Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам, которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре. Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае, одному из семи индийских мудрецов.

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах.
Дханвантари
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2049028
Дханвантари https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2049028
Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы, способности соли залечивать раны.

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов:

  • «Чарака-самхита», (150 г. н. э.) (в ней даются описания лечения внутренних болезней, содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность[8]);
  • «Сушрута-самхита», (350 г. н. э.) (в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В ней перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа)
  • «Аштанга-хридая-самхита» (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.);
  • «Чикитса-самграха», или «Чакрадатту» Чакрапанидатты (Cakrapāṇidatta’s Cikitsāsaṃgraha or Cakradatta) XI в.;
  • «Вангасена-самхиту» или «Чикитсасара-самграху» Вангасены (Vaṅgasena’s Vaṅgasenasaṃhitā or Cikitsāsārasaṃgraha) XI—XII вв.;
  • «Аюрведа-саукхью» Тодарамаллы (Ṭodaramalla’s Āyurvedasaukhya) XVI в.;
  • «Вайдьяваллабха» Хастиручи (Hastiruci’s Vaidyavallabha) XVII в.;
  • «Йога-ратнакара» (Yogaratnākara) неизвестного авторства, XVIII в.,;
  • «Бхайшаджья-ратнавали» Говиндадасы (Govindadāsa’s Bhaiṣajyaratnāvalī), XVIII—XIX вв.;
  • «Шарнгадхара-самхита» Шарнгадхары (Śārṅgadhara’s Śārṅgadharasaṃhitā) XIV в.;
  • «Мадхава-нидана-самхита»;
  • «Бхавапракашу» Бхавамишры (Bhāvamiśra’s Bhāvaprakāśa) XVI в.;
  • «Харита-самхита»,
  • «Кашьяпа-самхита»,
  • «Бхела-самхита».
Медицина в буддийский период
Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. — 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата — ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта — желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха — слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман).

В основных трактатах Аюрведы – Чарака-Самхита и Сушруга-Самзита – рассматриваются направления, имеющие в целом те же названия, что и в традиционной медицине. Кроме того, эти учебники содержат трактаты по медицинской этике и взаимоотношениям между врачом и больным.

Так же получили отражение этические и моральные нормы, которыми врач обязан руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Они касаются компетентности врача, его моральных качеств и правил поведения врача с больным, коллегами, учителями и учениками.

Указывается, что «медицину поистине не так легко изучить, поэтому пусть каждый учится ей старательно и постоянно». Со всей душой врач «должен заботиться о лечении больного, и если бы даже он рисковал собственной жизнью, он не имеет права причинять больному какоелибо страдание и никогда не должен иметь в помышлении оскорбить жену другого, а также попирать ногами его имущество». Вступая в жилище больного в сопровождении человека знакомого и имеющего право на вход, «его слово, мысль и чувство должны быть обращены не на что другое, как только на лечение его положения». Уделяется место врачебной тайне: «О происшествиях в доме не следует болтать, непозволительно также сообщать что-либо относительно угрожающей преждевременной смерти больного, где это может повредить ему или кому-либо».

Шепотьев Н. Учёные записки Казанского университета. B. III, кн.4. – Казань, 1890. – С. 57
В Сушрута Самзите указывается на правила поведения врача и требуемые от него высокие моральные и физические качества. От Врача требовалось, чтобы он был сострадательным, доброжелательным, никогда не терял самообладания, был терпеливым, спокойным. Оказывая помощь больному, следует проявлять уважение к нему, быть добрым и человечным. Гуманность должна стать как бы религией врача. Врач предостерегается от высокомерия, повышенного самомнения. Отдельный раздел посвящён поведению врачующего с тяжёлым больным и умирающим: бороться до конца за жизнь человека, быть осторожным в своих суждениях в присутствии больного, уверять его в выздоровлении.
Е.П.Михайлова, А.Н. Бартко. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: ТЕОРИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ. Часть 1: Теория и принципы биомедицинской этики. – М.: ММСИ, 1995. – 239.

Но есть одна особенность различия от традиционной медицинской этики западной, греческой школ с индийской школой. А заключалось она в том что по индийской клятве, врачу запрещалось лечить врагов правителя которому он служит, злодеев(убийц, извергов, мучителей, живодеров, насильников), а так же женщин, без сопровождения.

На самом деле, изучать Аюрведу и трактаты из которых состоит можно очень и очень долго. Выше я описал лишь краткие выжимки из книги жизни.

-7

Спасибо огромное за внимание!

P.S - снова прошу, не сильно тапками кидайте

Этика
7343 интересуются