Назови кому ни будь имя Псоя Короленко и сразу вспомнятся веселые песенки с простенькими мелодиями и кажущимися неимоверно длинными тексты. Хотя при более глубоком прослушивании тексты песен окажутся не такими уж простыми и наполненными смыслами и образами. Не зря же все-таки их автор поэт-посмодернист с примесью традиционного фольклора в самом широком его понимании. Но оставим рассуждения о поэзии и поэтике на долю филологов.
Кто бывал на его концертах, или хотя бы видел таковые, неизменно вспомнит веселого человечка неопределенного возраста, который неумолимо напоминает персонажей Толкиена. Причем напоминает их не густой бородой, а некой хитрецой в глазах и кажущимся ощущением, что он уже постиг некие тайны бытия, которые он все равно ни когда не расскажет.
Но мало кто знает, что Псой Галактионович помимо песен пишет еще и эссе. Эти краткие произведения собраны в два сборника, которые можно назвать логическим продолжением другу друга. Книга «Энергосбыт» состоит из статей для приложения к «Независимой газете», публиковавшиеся с 2007 по 2009 год. Те работы, что вошли в сборник «Не о грибах» печатались в журнале «ТОР-10» с 2008 по 2011 год. То есть, «черный» сборник является продолжением «белого» как минимум по времени написания.
Газетный формат предполагает немногословность, потому все эссе из двух сборников весьма кратки и в то же время содержательны. Это и делает их особенно притягательными. Первое впечатление, после прочтения каждого из них: автор тему не раскрыл абсолютно. Но дочитав до конца вывод появляется право противоположный. Уйдя казалось бы от темы совсем в сторону Псой Короленко сумел раскрыть ее максимально полно. И это в сочетании с всеохватностью этих эссе. Кажется, что они обо всем. Бесспорно, что для тех, кто читал их в вышеназванных еженедельных изданиях, они были еще и злободневны. Но даже, когда читаешь их сейчас, спустя годы, то большинство из них совсем не потеряли своей свежести и остроты.
Как и в своих песнях Псой Короленко поет обо всем, так и в своих коротких произведениях он кажется сумел поговорить обо всем, что только можно. Но только не о грибах. Конечно, в большей степени говорится о том, в чем автор разбирается лучше всего, а именно в искусстве во всех его проявлениях. Но в то же время – это и нечто большее. Это рассуждения об эпохе и о гуманизме. Да, именно так, каждое эссе – это определенный посыл. С определенной степенью их можно даже назвать современными притчами. И краткость газетных эссе, наверное, лучшая форма для их передаче. Ведь темы то в них идут все те, что являются злободневными от глубокой древности до эпохи соцсетей.
Если посмотреть более широко, то именно в этих двух сборниках автор сумел достаточно полно описать культурный контекст четырех лет. Может быть, когда спустя лет 20, те, кто будут читать, эти статьи и не будут понимать некоторые слова или явления. Но вот общий посыл для чего эти тексты были написаны будут очевидны любому. Тут о совсем других ценностях. Тех, к которым каждый приходит сам. Но вот в качестве путеводителя к ним эти два сборника Псоя Короленко вполне себе подходят.