Иван Семёнович Полбин - единственный дважды Герой Советского Союза среди уроженцев Симбирского - Ульяновского края. Таким во времена Советского Союза при жизни полагался бюст на малой Родине. Родился Иван Семёнович в необычном месте. Это случилось в тюрьме города Симбирска, где была в заключении его мать за агитацию против существующего строя. При царском режиме это не было редкостью. Наверняка многие решили, что Полбин Иван вырастет таким же бунтующим и не грамотным, как и его родители. Но пошло всё не так. Когда Ивану было девять лет, умер его отец. Мальчику пришлось отправиться работать, чтобы как то прокормиться. В 1918 году он смог пойти в школу. Учился хорошо и схватывал всё на лету. В двадцатых годах он вступил в общество воздухоплавателей. Новая страна дала молодёжи такие возможности, которые бывшим чернорабочим даже не снилось. В 1929 его приняли в Военную школу лётчиков, а уже в конце 1930-го Иван Полбин - курсант военной школы в Оренбурге. Авиационную школу окончил в 1931 году и стал служить на Дальнем Востоке. Его военная служба очень быстро продвигалась по карьерной лестнице - Иван Семёнович уже командир эскадрильи. 1939 год - кровопролитные бои с японцами. Здесь Полбин командовал бомбардировочным полком авиации. Иван Семёнович анализировал каждый вылет, и на основе опыта разработал методику по защите строя самолётов - бомбардировщиков. Теперь они научились не только бомбить, но и защищаться от вражеских истребителей и наносить непоправимые потери врагу. Иван Полбин искал новые методы ведения боя для своих самолётов. Цели для бомбардировщиков редко бывают крупными. Если самолёт не будет пикировать, бомбы в большей части будут истрачены в пустую. Именно он сделал все расчёты опробовал и внедрил. Во время Великой Отечественной войны он каждый день, по шесть - восемь раз в сутки вылетал со своим сорок вторым бомбардировочным полком бить фашистов на Западном фронте. Полбин постоянно исследовал возможности самолётов " Пе - 2 ", улучшал технику и пробовал все варианты самостоятельно. В первый год войны полк сделал более трёх тысяч боевых вылетов, из них около девятисот - ночью. В 1942 году лётчики полка Ивана Семёновича вели боевые действия под Сталинградом и Воронежем. Пилоты наносили удары по танковым колоннам, по железнодорожным составам, по аэродромам противника . В августе 1942 года группа пикирующих бомбардировщиков под командованием Ивана Полбин, нанесла бомбовый удар по аэродрому фашистов в Миллерово, после атаки наших самолётов взлететь смогли только еденицы. Удар был для противника неожиданным и очень точным. Недалеко от Миллерово на железнодорожной станции Морозовская был обнаружен склад с топливом, который охраняли плотное кольцо зенитных батарей. Иван Семёнович досконально изучил все особенности цели. Сел в самолёт, ведомым взял командира звена Л. Желудка и двумя самолётами " Пе - 2 " полетели. Попадания бомб были снайперскими. Склад загорелся, цистерны взорвались. Сотни тонн горючего необходимого для гитлеровцев было уничтожено. Под Сталинградом фашисты зверствовать уже не могли. Летом 1943 года полк Полбин Ивана Семёновича участвовал в Курской битве. Однажды на подлёте к намеченной цели советские бомбардировщики были атакованы гитлеровскими истребителями. Это бой был очень жарким. Было сбито шесть " Мессершмиттов", два из них уничтожил Иван Семёнович. При отступлении хотели прихватить запасы награбленных богатств. У Ивана Полбина намечался ещё один подвиг. Он разработал операцию самым тщательным образом. К полёту готовились две эскадрильи по девять самолётов в каждой. Лётчики и штурманы изучили район действий. Рано утром две эскадрильи под прикрытием истребителей обрушились с высоты три тысячи метров в крутом пикировании прямо на мосты. Это случилось так внезапно, что немцы стали стрелять только в догонку. По окончании операции один мост был разрушен полностью, другой разрушен частично. Операция проводилась под Днепропетровском. Через несколько дней такую же операцию провели у Кременчуга, разрушив шоссейный и железнодорожный мосты. Всё что фашисты наградили им пришлось бросить.
В октябре 1943 года перед Иваном Семёновичем была поставлена более сложная задача. Для её выполнения ему понадобились семнадцать бомбардировщиков " Пе-2 ". Ведущим был Полбин. На железнодорожной станции скопилось большое количество эшелонов, зениток было ещё больше. Небо было усеяно сплошными разрывами зенитных снарядов. Несмотря на огонь, группа Полбина в идеально выдержанном строю спикировала над железнодорожными путями. Над железной дорогой взметнулись чёрные облака, на самой станции горели два эшелона. Склад с боеприпасами взорвался и устроил ослепительный фейерверк. Многие здания на станции были разрушены. Но это было ещё не всё. Неподалёку находилась ещё одна небольшая станция, на которой тоже скопились войска, техника, эшелоны с боеприпасами и цистерны с горячим. Иван Семёнович развернул строй бомбардировщиков на вторую цель. Оставшийся груз сбросили на пути во многих местах, разгорелись пожары, взрывались вагоны со снарядами. Через десять минут им снова предстоял бой. В воздухе они увидели восемнадцать "Юнкерсов -87", нагруженных бомбами. Внизу аэродром, с которой к вылету группа самолётов. Силы были неравны, но возможность для удара упускать было нельзя. Наши " Пе -2" наворачиваются и несутся на огромной скорости на сближение с противником. Немцы не сразу заметили преследование. Вражеские самолёты пытались уйти малыми группами, но было поздно. Самолёты были расстреляны с ближнего расстояния. Так было сорвано запланированное фашистами бомбометание. В любой ситуации Иван Семёнович Полбин был смел и решителен, но действовал всегда спокойно и хладнокровно. Свой "Пе-2" Иван Полбин очень любил, и умел выжать из него, всё на что он был способен. Многие считали, что эта машина недостаточно маневренна, Иван Семёнович доказывал обратное. Полбин Иван Семёнович был командиром-новатором, замечательно воспитывал подченинëнных, был не только строгим, но и заботливым. Каждый боевой вылет для него был плацдармом для усовершенствования тактических приёмов и отработки новых. Победа была уже очень близка., начался февраль. В свой день рождения 11 февраля генерал Полбин повёл колонну пикировщиков на Бреслау. Это был его последний вылет и последний день его жизни. Во время полёта рядом с самолётом разорвался зенитный снаряд. Машину охватило пламя. Он вышел из пике выводя за собой остальных, прямо по курсу стояла зенитная батарея. Пылающий самолёт Полбина набрал скорость, резко опустил нос и стремительной стрелой полетел к земле. Через мгновение мощный взрыв разметал вражеские орудия. Память о подвигах Ивана Семёновича Полбина жива и сегодня в сердцах настоящих патриотов страны! Спасибо за внимание! До скорой встречи!