ЕС вводит блокаду белорусской гражданской авиации из-за перехвата рейса Ryanair с оппозиционером Романом Протасевичем. Многие авиакомпании отказываются от полетов над территорией Белоруссии. Чем России грозит «воздушная война» Лукашенко с Западом?
Над всей Белоруссией пустое небо
Лидеры стран Евросоюза на саммите 24 мая призвали всех базирующихся в Европе авиаперевозчиков прекратить полеты в Белоруссию и над ее территорией. Кроме того, они поручили принять необходимые меры для запрета полетов белорусских самолетов в европейском воздушном пространстве и использования ими аэропортов союза. Это решение пока не вступает в силу, оно должно быть согласовано и утверждено в Совете ЕС на уровне министров. Но с этим проблем возникнуть не должно.
Ряд европейских перевозчиков уже добровольно перестали летать над Белоруссией: германская Lufthansa, латвийская Air Baltic, венгерская Wizz Air, польская LOT, голландская KLM и шведская SAS. А Литва запретила полеты над Белоруссией из своих аэропортов.
Заплатят все
В случае закрытия воздушного пространства над Белоруссией произойдет перекраивание евразийских маршрутов, рассуждают аналитики. Ведь через Белоруссию проходит одна из самых оживленных трасс в мире, которая соединяет Европу и Азию. Есть разные варианты облета: можно лететь через Прибалтику на Петербург, но из Центральной и Южной Европы удобнее было перемещаться через Белоруссию, говорят авиаэксперты.
В итоге авиакомпаниям придется перестраивать маршруты и нести дополнительные издержки за счет того, что полеты будут более долгими. И все эти издержки будут заложены в цены на билеты, то есть заплатят в итоге пассажиры.
Новые проблемы с международным авиасообщением нанесут удар по и без того ослабленной ковидным кризисом европейской авиаотрасли. Но, судя по всему, это не остановит чиновников ЕС, которые готовы продолжить давить на Минск.
Россия на западном направлении вообще может оказаться в воздушной блокаде. Российско-украинская граница закрыта уж много лет, теперь бесполетная зона распространится на Белоруссию.
В итоге часть трансевразийского авиапотока может уйти на юг через Черное море Турцию. А Россия из-за обходных маршрутов может лишиться сборов от европейских перевозчиков. Ведь за использование воздушного пространства иностранные авиакомпании платят так называемые компенсационные платежи, основным получателем которых является «Аэрофлот».
Окно в Европу закрывается
Могут пострадать и те россияне, которые использовали Минск как хаб для путешествий в другие страны. Многие российские туристы в последние годы использовали Белоруссию в качестве транзитной страны после запрета полетов в Грузию, Украину, Египет, а с недавних пор и в Турцию. Сразу после введения ограничений на полеты на турецкие курорты в апреле 2021 года из-за роста числа случаев заболевания коронавирусом резко вырос интерес к полетам в Турцию из Белоруссии, отмечают эксперты.
Белоруссия входила в топ-10 популярных направлений на Ozon.Travel в январе - апреле 2021 года, говорят аналитики. В 70% бронирований Минск являлся конечной точкой назначения. Что касается пересадок, то чаще всего дальнейший маршрут россиян подразумевал перелеты на Украину (16% от всех бронирований с пересадкой в 2021 году). И это неудивительно – ведь именно через столицу Белоруссии россиянам было быстрее и дешевле добраться до украинских городов. Также с пересадкой в Минске выбирали путешествия в Грузию и Казахстан - 8 и 3% соответственно.
То есть Минск был, по сути, единственным окном в мир для многих россиян. И теперь оно, похоже, закрылось.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал