Подготовка работников к сдаче экзамена по областям аттестации является важным элементом в процессе взаимодействия с персоналом, работающим на опасных производственных объектах. Проведение такой подготовки всегда требует от руководства организаций серьезного и вдумчивого подхода. Сейчас к этому и без того сложному для работников процессу прибавляется дополнительный момент: Ростехнадзором впервые после «регуляторной гильотины» начата систематическая актуализация тестовых заданий по всем областям аттестации. При этом на сайте Ростехнадзора публикуются только вопросы без вариантов ответа и перечни нормативных документов для подготовки. В документы и в тестовые вопросы по ним внесено большое количество изменений, так что в некоторых областях изменено до 90 % вопросов.
Главной проблемой в этом случае является выбор действенного способа изучения материала для получения эффективного результата. Под эффективным результатом в данном случае понимается не только и даже не столько успешная сдача экзамена, сколько получение и подтверждение работником твердых знаний требований безопасности по соответствующей области аттестации. Собственно, ради этих знаний и компетенций и работает Единый портал тестирования (ЕПТ) под управлением Ростехнадзора.
Исходя из понимания необходимости эффективной подготовки, сразу отбрасываем до сих пор кое-где распространенную методику сплошного заучивания правильных ответов и все сопутствующие этому методы. Исследованиями доказано, что полученные в результате такой «подготовки» несистемные знания ненадолго задерживаются в памяти и уже через месяц работник не может вспомнить и трети требований. Кроме того, полученные из неизвестных источников ответы на тестовые задания могут не соответствовать изложенным на ЕПТ. Результат экзамена в таком случае предопределен.
Разумный метод здесь может быть только один – готовиться по всем новым нормативным документам, входящим в перечень по конкретной области аттестации, внимательно изучать требования безопасности и принцип их формирования, взаимосвязь требований в разных документах.
Однако здесь перед организатором обучения встает вопрос – как работнику эффективно изучить такой большой объем документов? Напомним, что, например, в широко распространенной области аттестации А.1 «Основы промышленной безопасности» в текущем перечне документов содержится 24 объемных документа. Даже когда документов немного, по ним имеется большое количество вопросов: например, по области Б.5.3 «Разработка угольных месторождений подземным способом» их больше 500! На изучение документов традиционным способом потребуется неприемлемо много времени.
Здесь на помощь приходит синтез современных электронных средств обучения и традиционных способов обработки больших массивов текста. О преимуществах электронных и дистанционных методов упоминать не будем, в наше время эти преимущества достаточно очевидны. Но от них будет мало толку, если на экране работник увидит тот же многостраничный документ, который он мог изучать в печатном виде.
Работа с текстом нормативного документа будет эффективной только в том случае, если он проработан так же, как его прорабатывает человек при изучении: если выделены ключевые слова, определены взаимосвязи требований и определений и все это привязано к ответу на экзаменационный вопрос. В этом случае вся объемная черновая работа по обработке сложного технического текста нормативного документа проведена заранее, и обучаемый может в сжатые сроки подготовиться к экзамену.
Как такой подход работает на практике? Возьмем для примера один из 257 вопросов по области А.1:
Какие виды экспертизы проектной документации проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации?
Сравним два способа определения ответа на этот вопрос:
1. Чтение соответствующей статьи Градостроительного кодекса:
Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации
1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
2. Изучение специально подготовленного для этого вопроса учебного материала:
Во втором случае мы видим все перечисленные выше особенности:
1) выбран текст, непосредственно относящийся к вопросу;
2) в виде схемы показана структура требования, в данном случае – два возможных вида экспертизы;
3) выделены цветом ключевые слова, при этом они складываются в развернутый ответ на вопрос.
Как бы ни был сформулирован ответ на этот вопрос на Едином портале тестирования, очевидно, что в нем будет большинство из выделенных ключевых слов. Изучение материала по таким схемам-конспектам позволяет видеть ответ на вопрос без отрыва от контекста всего документа, позволяет не просто запомнить правильный ответ, а понять его.
Нормативные документы пишутся тяжеловесным, но при этом формальным и однозначным языком, что позволяет на их основе делать различные учебные материалы, в том числе и показанные схемы-конспекты. Стоит отметить, что такие материалы, конечно, не отменяют необходимость изучения работником самих документов в рамках своих профессиональных обязанностей, но во время подготовки к экзамену такие дидактические материалы позволяют в разы экономить время обучающихся.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.
Другие статьи на нашем канале:
- Проект нового федерального закона «О промышленной безопасности»: какие новшества?