Найти в Дзене

Новые правила "Оскара", Никита Михалков и социальные аспекты искусства

Знакомый всем мэтр искусства, называемого "кино", после Московского международного кинофестиваля, который проходил в Москве с 22 по 29 апреля 2021 года дал интервью журналистам.

Среди вопросов о пандемии, как она повлияла на продвижение новых кинопроектов, театральной работе и проблем личного времени были и вопросы касательно новых правил Оскара, в которых должны быть затронуты определенные темы.

В ответ на вопрос Яны Невской Никита Сергеевич открестился от съемок только ради наград:

Это какое-то нравственное бешенство, которое охватило мир. Мне может и не следовало этого говорить, потому что у меня есть "Оскар" (1995 год - за фильм "Утомленные солнцем"), и я был счастлив его получить. Но когда я узнаю, что для того, чтобы претендовать на эту награду необходимо соблюдать определенные правила, то понимаю: советская цензура по сравнению с этим - просто детский сад. Происходит какое-то обесчеловечивание культуры. Для меня это совершенно неприемлемо Я считаю, что это абсолютное безумие и все та же, но уже зеркальная дискриминация. А если говорить по русски, это бесовщина.

Что это за правила говорить не будем, чтобы не съехать в сарказм. Но почему они возникли?

Дело в том, что если ставить преграды каким-то нежелательным тенденциям, другие тенденции, которые никто специально не выращивал - начинают расти и цвести.

Выражаясь конкретнее: если замалчивать социальную тематику, позволяющую думать, делать выводы и смотреть на мир умными глазами, а не глазами идиота-потребителя, то незанятое место обязательно займут. Это не "определенные правила" вытолкнули социальную тематику, которая дает наполнение творческого пространства, а отсутствие социальной тематики и ее фактическое запрещение открывает дорогу "новым правилам".

Понимает ли это Никита Сергеевич?

Далее он поведал о том, что во время пандемии пересмотрел 150 картин и заметил, что чаще ему хотелось пересматривать старые советские, 1970-80 х годов.

Почему?

В советских фильмы была социальная тематика, была и социально-историческая тематика. В том кино было привольно и просторно мысли. Не боялись снимать фильмы даже о революции и давать в них слово умным представителям противников красных. Теперь боятся всего. Не только американские производители "сортовых семян", но и, понятное дело, наши "агрохолдинги". Все должно быть под контролем. А на выходе появляются на свет мелодрамы, которые можно смотреть без звука и боевики, которые можно смотреть с любого места. Или такие псевдо-исторические подделки, от которых у профессиональных историков начинает в глазах искрить.

Оттуда же растет для примера приглаженный Теодор Рузвельт ("Ночь в музее"), образец для восхищения и подражания. Тот самый весельчак Тедди, который в 1893 году, когда США не стали аннексировать Гавайи, назвал эту меру "преступлением против белой цивилизации", хотя речь шла даже не об уходе США с островов, а всего лишь о заявлении семейства Доул (владевшей там ананасовыми плантациями) и дружной компании американских миссионеров о готовности сформировать там "собственное правительство". Хитрый политик, горячий сторонник торговой экспансии в Китай и всюду куда только можно, он был двуличен как и многие его знакомые по политработе. После того, как в Новом Орлеане толпа проявила агрессию по отношению к итальянским иммигрантам, он заявил публично, что Штаты должны предложить Италии компенсацию, но в личном письме близкой родственнице отметил, что это было "скорее хорошим делом"...

А Никита Сергеевич продолжал:

Наш сегодняшний мир дает огромные возможности для того, чтобы понимать и знать, как это сделать, но при этом из головы уходит понимание того, для чего ты это делаешь. Снимать, чтобы что? То есть ты знаешь, как снять, есть огромное количество технологий и возможностей, но для чего и ради чего это кино? Что именно ты хочешь снять, о чем ты хочешь рассказать, о чем заставить задуматься?

Снимать, чтобы что, о чем фильмы должны заставить задуматься?

О чем тут думать? Наш мир нуждается в стабильности и лишние мысли ему не нужны. Он ищет баланса, чтобы сохранить то, что есть: богатые должны богатеть, а бедные - беднеть, а вы как хотели? Цивилизация ищет лазеек, способов мимикрии...

И благосостояние избранных, в том числе и самого Никиты Сергеевича, держится не только на существующем праве и идеологии, а и вот на этих самых "новых требованиях" "Оскара"...

Когда снимают блокбастер, то 500 человек с помощью компьютерных технологий могут нарисовать все что угодно. Из-за этого теряется сущность и воздействие на зрителя. Какое то время назад одна женщина мне сказала, что настоящее искусство - это то, что хочется прочесть, увидеть, услышать еще раз.

Нет, не технологии заменяют смысл, иначе мультфильмы не имели бы смысла.

...А я все думал, почему американские фильмы для семейного просмотра бывают такие приторно-слащавые, с такими кукольными ухмылками взрослых, туповатыми детьми и неубедительным финалом. Все просто. Мир, в котором рождаются эти фильмы напоминает качающуюся палубу парусника в непогоду. Об этом никто не говорит, но помнят все. Творческая мысль мечется, не в силах найти равновесие, чтобы проявить свой потенциал.

Да, нам не до тонких мыслей и чувств. Чувство одно, оно пропитывает все поле творчества - забыть неустойчивость, устоять на ногах, не оказаться на помойке, не ночевать в машине, не отправиться на поиски работы в трейлере, питаясь фастфудом, от которых живые люди становятся, как надутые игрушки...