Найти тему
Автозавод NN

Добавь газу: первый городской ЛиАЗ на сжиженном газе

В этом году «Группа ГАЗ» начала серийное производство автобусов «ЛиАЗ-5292 LNG», работающих на сжиженном природном газе (Liquefied Natural Gas, LNG). Это первый в России опыт серийного выпуска общественного транспорта большого класса, использующего в качестве топлива СПГ. Первая партия машин уже работает в Челябинске, Санкт-Петербург в этом году планирует закупить 250 таких машин.

Внешне газовый ЛиАЗ почти не отличается от своего дизельного собрата. Это низкопольный городской автобус большого класса, рассчитанный на 111 пассажиров. Внутри — просторная накопительная площадка, специальные места для маломобильных пассажиров, кондиционер, разъемы для USB-зарядки, видеонаблюдение, электронные маршрутоуказатели, табло с бегущей строкой.

Для удобства посадки и высадки пассажиров автобус умеет наклонять кузов в сторону остановки (система «книлинг»). Также имеется механическая аппарель, чтобы в салон можно было вкатить инвалидную или детскую коляску.

Двигатель «ЯМЗ-536» устанавливается в заднем свесе. Там же находится криобак для сжиженного газа объемом 375 л. «Горба» на крыше, в котором прячутся газовые баллоны, больше нет. Газ в криобаке хранится при температуре −160°С и под давлением не выше 19 атмосфер. Полной заправки хватает более чем на 300 км.

Сжать, охладить, но не смешивать

Почему эта новость так важна? Ведь автобусы на сжатом газе на наших дорогах — уже не редкость. А переделка под газ грузового транспорта давно стала обычным занятием.

Дело в различных типах топлива и технологиях их хранения. Сжатый газ (CNG, Compressed Natural Gas) закачивается в баллоны и находится там в газообразном состоянии при высоком давлении. Сжиженный газ (СПГ) охлаждается до жидкого состояния и в таком виде хранится в специальных криобаллонах, не пропускающих тепло. В жидком состоянии газ не горюч, не токсичен и не агрессивен, а значит, безопасен.

Иностранные производители давно оценили выгоды перевода автотранспорта на LNG. Например, Volvo и Scania уже продают потребителям монотопливные тягачи, которые работают только на сжиженном газе. Пробег таких большегрузных машин с двумя криобаками достигает 1100 км. При переходе на сжатый газ он сокращается до 500 км: тяжелые баллоны трудно разместить без ущерба для конструкции и грузоподъемности.

-2

Где залить полный бак?

Имеются и минусы: заправок для сжатого газа у нас по-прежнему мало, для сжиженного — еще меньше. Однако эта ситуация быстро меняется.

Осенью прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минпромторгу разработать программу развития производства сжиженного природного газа. Разумеется, в первую очередь преследуется цель нарастить экспорт. Сжиженный газ не привязан к трубопроводу. Его можно доставить в любое место на специальном танкере, по железной дороге или автомобильным транспортом. Но газификация регионов и транспорта тоже не останется в стороне, она будет развиваться параллельно росту мощностей по выпуску СПГ.

Первый проект уже заработал — мини-завод по сжижению газа запущен в городе Магнитогорске Челябинской области в августе 2020 года. Предприятие строили отечественные специалисты по российским технологиям.

Дизельгейта не случится

Перевод транспорта с бензина или солярки на газ сокращает затраты на топливо и снижает загрязнение атмосферы. Для сравнения, выбросы оксидов азота у газового мотора в три раза ниже, чем у бензинового, СН выделяется в 14 раз меньше, сажи — в 3 раза. Дизель еще менее экологичен: он выбрасывает в 100 раз больше сажи, чем двигатель на СПГ.

Не стоит думать, что экологические ограничения — удел увлеченной «зелеными» технологиями Европы. К России жесткие нормы по охране природы тоже подбираются.

Так, в марте этого года власти Санкт-Петербурга объявили о планах перевода общественного транспорта на газовое топливо. А немногим ранее городское руководство «порадовало» автомобилистов, пообещав закрыть исторический центр для въезда всех автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Пока инициатива находится в стадии проекта, возможный старт реформы намечен 2023 год. И не исключено, что к «часу Х» требования сильно смягчатся. Но курс на экологию, по крайней мере в больших российских городах, обойти уже не удастся.

-3

ГАЗ ставит на газ

Исходя из сказанного, у транспорта на СПГ — большое будущее. Сегодня «ЛиАЗ-5292 LNG» — первый в России серийный автобус большого класса с мотором на сжиженном газе. Но далеко не первый на газовом топливе. «Группа ГАЗ» выпускает полный модельный ряд техники, рассчитанной на сжатый природный газ. Это автобусы всех классов и назначений, коммерческие автомобили и специальная техника на их базе. Каждая модель перед началом серийного производства проходит длительные испытания на полигонах, преодолевает трассы со сложным рельефом, эксплуатируется в тестовом режиме на реальных маршрутах. Все это необходимо, чтобы доказать безопасность и надежность техники.

#авто #газель #газ #автобусы #транспорт #городской транспорт #экология