Коньки и ботинки для фигуристов - важная составляющая их успеха. Спортсмены их берегут, аккуратно протирают лезвия, чтобы весь сезон этот красивый аксессуар служил им верой и правдой.
Это старинные коньки, на которых Александр Энберт катался по Байкалу.. А современные, естественно, совсем другие. Мы будем говорить только о фигурном катании, иначе пост растянется на километры.
***
Современные ботинки для фигуристов делают вручную, из особой кожи. Требования к ним очень серьезные: нога не должна потеть, ботинок "охраняет" голеностопный сустав и есть определенные пределы его жесткости. Некоторым спортсменам нужны более жесткие ботинки, другим - мягкие. И разные заводы-производители предлагают широкий спектр изделий. Ботинок - сложный, многослойный "инструмент" фигуриста.
Если оглянуться назад, то дизайн ботинка менялся серьезно на протяжении XIX-XX веков.
В начале ХХ века (около 100 лет назад) были эластичные ботинки с высокими голенищами. Сейчас голенище должно быть всего на 8-9 см выше лодыжки. Причем облегать ногу ботинок должен плотно и достаточно жестко фиксироваться на ней. Каблук для танцоров выше, чем у парников и одиночников, поскольку более высокий каблук дает маневренность, лучший контроль перемены направлений. А вот лезвие короче.
***
Традиционный цвет ботинка белый/бежевый для женщин и черный - для мужчин, но допустимы цветовые варианты.
Многие производители включают в ботинки слои из пластичного материала. После покупки такое изделие нагревают, пластик размягчается. Ботинок надевают на ногу и застывающий пластик помогает ему плотнее садится по ноге спортсмена. Термоформирование (термоформовка) ботинка производится в разных видах спорта (хоккей, горные лыжи, сноуборд и др.). Разные производители используют разные термопластичные материалы. И по-разному локализуют участки пластика. Иногда - только в боковой части, в пяточной или язычке. Термоформовку проводят в особых конвекционных печах. Эти печи поставляются производителями, которые шьют ботинки. К сожалению, не нашла термоформовку фигурных ботинок, но есть пример формования хоккейных и беговых.
Иногда применяют после разогрева ботинка локальное выдавливание, чтобы в боковинах создать пространство для выпирающих косточек. Делают это с помощью клещей или пресса.
***
Материал для лезвий - хромированная сталь высокого качества. Причем разные части лезвия имеют разную твердость. Наибольшая твердость требуется для боковых поверхностей и нижней части. Это достигается особым закаливанием. Фигуристы катаются в ботинке один сезон. Некоторые фигуристы приобретают два комплекта, чтобы избежать форс-мажорных ситуаций. Примеров можно привести много.
Артем Бородулин, серебряный призер ЧМ среди юниоров 2008 года выступал на Чемпионате мира сезона 2010-2011 года и у него лопнуло лезвие. В результате Артем снялся с соревнований. Двукратная чемпионка мира, серебряный призер Олимпиады Евгения Медведева повредила ботинок на тренировке перед чемпионатом России-2020 в Красноярске. Поэтому не выступила в произвольной программе.
Так что от конька зависит здоровье и результаты спортсмена.
Многие топ-спортсмены заказывают пошив ботинка по ноге, индивидуально. Такой ботинок легче разнашивается, облегает ногу плотно, меньше времени уходит на адаптацию в начале сезона.
***
Да и стельки сейчас изготавливают индивидуально для фигуристов. Берется стандартная стелька из особого материала. Делается слепок с ноги фигуриста. Мастер позиционирует ноги фигуриста на специальных подушках, которые "обтекают" стопу, получаются вмятины. Затем идет вакуумная обработка и нагрев стельки. Стелька будет тогда мягкой и гибкой. Ее укладывают в форму ноги. Спортсмен встает поверх стелек. И получается отпечаток ноги спортсмена. Стелька становится анатомической. Потом ее подгоняют под размер стельки ботинка. Обрезают лишнее, шлифуют края, только потом вкладывают в ботинок. Пролистайте фотографии, там отражен весь процесс.
Размер лезвия фигурных коньков определяется от 7" до 12" с шагом 1/3 или 1/4 дюйма. Толщина лезвия около 4 мм (одиночное катание), 2,5 мм в танцах на льду. Заточка лезвия у одиночников имеет радиус 11-15 мм под проточку в виде дуги по длине лезвия. В танцах 9-13 мм. Такая проточка образует ребра, позволяющие выполнять дуги, крюки и выкрюки, правильно совершать прыжки. Есть и именные лезвия.
Зубцы помогают выполнять сложные элементы.
Лед скользкий, очень скользкий. Когда лезвие с ним соприкасается, то тончайший слой воды между льдом лезвием, начинает действовать, как смазка. Конек давит на лед с такой силой, что замерзшая вода начинает таять.
Чем меньше примесей в воде, тем она мягче. Поэтому лед варят из мягкой воды, которая снижает сопротивление. Когда слишком низкая температура льда, он становится жестким, поэтому скользить труднее. А когда температура слишком высокая, то тоже трудно скользить, потому что конек начинает слишком заглубляться в лед. Поэтому подготовка льда - особое искусство. Заточка - очень важный элемент.
Так (см. выше) работает станок для заточки. Однако часто спортсменам точат коньки индивидуально. Мастера подстраивают лезвие под особенности спортсмена.
***
Мне интересно, как изменятся фигурные коньки лет через 20. Ну а мои друзья купили то, что попроще - и мы с удовольствием катаемся зимой на городских открытых катках большой компанией.
***
#фигурныеконьки
#лезвия
#ботинки
#заточка
#стельки