Найти тему
НУАР-NOIR

Искусствоведческий триллер для тех, кто любит куртуазную живопись

Французское кино – вещь сама о себе уникальная, хотя бы потому, что именно оное и стояло у основ кинематографа. Однако кинокартина «Тайна Антуана Ватто» (2007) – по сути, искусство в квадрате. Это, наверное, одно из ярчайших проявлений того, что принято именовать «искусствоведческим триллером».

Если говорить о подобных, то в первую очередь вспоминаются «Девятые врата» Романа Полански. Хотя в этом прославленном фильме говорилось о книгоиздании. А если подразумевать живопись, то лучше указать на «Фламандскую доску» (1994) или же «Тайну Ночного дозора» (2007). Таинственные фильмы про загадки живописи вдвойне выразительны, так как изначально используют особенность классического нуара (то есть мрачного мета-жанра) – акцент на визуальной выразительности.

Впрочем, во многих триллерах искусство используется лишь как повод, как некая уловка – можно вспомнить и «Код Да Винчи» (2006), и «Убийство в стиле Гойи» (2019). К слову сказать, испанские триллеры как особое явление уделяют большое внимание именно искусству. Однако «Тайна Антуана Ватто» стоит особняком даже в череде этих кинокартин. Почему? Потому что в этой ленте живопись является не уловкой, а самоцелью.

Фильм посвящен вполне реальному французскому живописцу Антуану Ватто, который считается родоначальником живописи в стиле рококо, то есть подчеркивал праздную галантность и красоту вечной молодости. Однако это не экранизация его биографии, а попытка взглянуть на тайны, сокрытые в его полотнах, столетия спустя.

В центре сюжета - учащаяся факультета искусств Люси, которую играет Сильве Тестю, эдакая французская Сирша Ронан. Обладая незаурядным умом и неисчерпаемыми запасами любопытства, Люси обращается к одному сюжету в реальной живописи Ватто - повернутой спиной к зрителю девушке. Кто она? Почему этот мотив становится хотя и тайным, но всё-таки центральным в большинстве картин?

Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)

Советский фильм, который в СССР же не просто запретили, а хотели «полностью уничтожить»

Девушка во имя поиска ответа на этот, казалось бы, отвлеченный вопрос ставит всё: личное счастье, благополучие, положение в обществе. Она подобна частному детективу, который хочет знать правду во что бы то ни стало. Несомненный плюс фильма: вы можете не опасаться, что в нём «проявятся» какие-нибудь «толерантные мерзости», коими грешит европейское кино последних лет.

Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)
Кадр из фильма "Тайна Антуана Ватто" (2007)

Самая плейбойная из криминальных актрис

Опять же весьма интересно, что и европейские «академические» круги бывают не слишком чистоплотными, проявляя не только глупую надменность, но и стремление «заполучить» чужие исследовательские результаты. Среди отечественных «академистов» подобная порочная практика процветает аж с советских времен (вспоминайте фильм 1966 года «Два билета на дневной сеанс»). О каких фильмах Вы хотели бы ещё узнать? Оставляйте Ваши мнения и пожелания (только просьба – в корректной форме)