«Рояль в кустах», кто не знает этого крылатого выражения? Писатели — уж точно!
Однако оно не так уж старо — появилось в 1963 году, когда Григорий Горин и Аркадий Арканов написали миниатюру «Совершенно случайно». Выражение «рояль в кустах» тотчас стало мемом и употребляется до сих пор. Однако значение выражения старо как мир, синонимично «богу из машины», приему, который активно использовался в древнегреческом и римском театрах. Тогда уже в театрах существовали специальные платформы, похожие на современные фурки, люки и подъемные механизмы — крюки, краны (mechane), при помощи которых на сцене появлялся Бог, решающий все проблемы героев.
Таким образом, «рояль в кустах» — это такой элемент сюжета, который читателю кажется ненатуральным, нарочитым, недостоверным. Необъясненная, неподготовленная автором случайность, внезапность.
Признаки «рояля в кустах»
► Неожиданная помощь.
Герои отчаянно сражаются со злодеями и… проигрывают. Откуда ни возьмись в самый последний момент приходит помощь (старый друг, случайный прохожий, забытый ящик с гранатами, вирус, поражающий только врагов, мамочка Рембо и т.д.). При этом ранее в книжке ни разу не упоминалось о наличии старого друга… ну и так далее, по списку.
► Неожиданный выход.
Самоотверженные герои оказываются пленниками в тюрьме, закрытыми в комнате без окон, в бункере под землею, в клетке и т.п. И — о, чудо! — обнаруживается тайный ход, ключ под ковриком, тупой охранник, ящик с гранатами в углу… В отличие от графа Монте-Кристо герои даже не пытаются проковырять лаз. А зачем?
► Неожиданные знания, умения, навыки.
Герой, попавший в жуткую ситуацию, вдруг обнаруживает у себя проснувшиеся способности: владение мечом, знание приемов борьбы чукотских мальчиков, магические заклинания в ассортименте, умения ловить рыбу при помощи собственных волос, навыки обращения с гранатами в ящике… Все это «дремало» до поры до времени.
► Неожиданные находки.
Наш герой находится в безвыходном положении. Скажем, повис на выступе скалы над бушующим морем. Подтяжки и руки — это все, что он может использовать для спасения. Но — вдруг! — в расщелине сверкнул острый осколок, ржавый нож, спрятанный парашют, прилетела птица и обронила спасательный жилет, или герой обнаружил, что упирается ногами в ящик с гранатами… хотя как тут может помочь этот ящик, непонятно.
► Неожиданные встречи и события.
Героиня отчаялась и решила самоликвидироваться — прыгнуть, к примеру, с моста. Само собой, рядом ошивается не просто прохожий, а психолог, богатый спонсор, тут же влюбившийся молодой человек, собака-водолаз. Встреча героини с другой несчастной (бомжихой, разведенкой, вдовой) круто меняет ее настроение ровно для того, чтобы успешно продолжить «нетленку». Кроме того, река обмелела (ящик с гранатами взорвался), или вода покрылась льдинами, мост неожиданно рухнул, а сообщение предателя-любимого благополучно пришло в самый последний момент.
Однако можно ли отказывать «роялю в кустах» в праве на существование? Мир, как и судьба героев романа, непредсказуем во многих проявлениях.
Дело не в самом приеме, а в том, как он понимается и используется писателем.
► Конечно, можно заменить «рояль в кустах» на чеховское «ружье», то есть подготовить читателя к его появлению.
► Можно что-то сделать внезапным или случайным, но найти для этого нормальные объяснения.
► Можно не отрывать «рояль» от реалий мира героев, то есть сделать его максимально достоверным.
► И уж, конечно, дозировать появление «роялей», чтобы из них не состоял весь сюжет.
► И перечитать миниатюру замечательных сатириков!
"Совершенно случайно". Г. Горин и А. Арканов.
"Снова звучит веселая музыка. На экране появляется диктор.
Диктор. Продолжаем наши телевизионные передачи. Сейчас вы увидите репортаж из серии «С телекамерой — в душу человека!». Сегодня мы вам покажем, как отдыхают наши москвичи... Для этого мы пройдем по одному из московских скверов и побеседуем с первым попавшимся отдыхающим... Итак, в путь!
Делает два шага по направлению к скамейке, на которой сидит пожилой мужчина в черном креповом костюме, в белой манишке.
Нам, кажется, повезло. Вот сидит один из отдыхающих, очевидно часто бывающий в этом скверике... Простите, товарищ, как ваша фамилия?
Мужчина (тихо). Это вы мне?
Диктор (тихо). Вам, вам, товарищ Серегин... попрошу к микрофону...
Серегин (в микрофон). Моя фамилия — Серегин Степан Васильевич. Я раньше работал на одном из московских заводов, теперь я пенсионер.
Диктор. Очень приятно... Скажите, пожалуйста, Степан Васильевич, вы часто отдыхаете в этом скверике?
Серегин (громко, казенно). Да! Я часто отдыхаю в этом сквере... Люблю, знаете ли, подышать свежим воздухом на сон грядущий... (Громко смеется.)
Диктор. Это очень хорошо... А скажите, пожалуйста, как вы вообще проводите свое свободное время?
Серегин. В свободное время я люблю играть на скрипке!
Диктор. Ах вот оно что! Вы увлекаетесь музыкой? Замечательно! Простите, вы случайно не взяли с собой скрипку?
Серегин. Да! Я случайно взял с собой скрипку! Я исполню вам на ней «Полонез» Огинского! (Достает скрипку, играет.)
Диктор. Превосходно! Браво! Вы, оказывается, талант!
Серегин. Да!.. А еще я играю на пианино. Здесь как раз в кустах случайно стоит рояль, я могу сыграть... Я исполню вам «Полонез» Огинского.
Диктор. Благодарим вас, Степан Васильевич, к сожалению, мы ограничены временем... Скажите, пожалуйста, а как отдыхает ваша семья?
Серегин. Моя жена все больше отдыхает по хозяйству. А сын работает на Дальнем Востоке... А! Вот и он приехал. (Поднимается навстречу сыну.)
Диктор. Какая приятная неожиданность... Дорогие товарищи телезрители, мы с вами стали случайными свидетелями волнующей встречи отца и сына после долгой разлуки.
Серегин (казенно). Здравствуй, Василий!
Василий (так же). Здравствуй, отец!
Серегин. Ну-ка, повернись, сынку, экий ты смешной стал!
Отец и сын долго и нервно смеются.
Ну рассказывай, как доехал.
Василий (в микрофон). Доехал я хорошо! Ехал в цельнометаллическом вагоне... Места красивые... Как ни взглянешь в окно — кругом необъятные просторы!
Серегин. Ну молодец! Пойди обрадуй старушку-мать и приходи отдыхать в этот скверик... Посидеть часок на скамейке скверика — это лучший отдых в выходной день!..
Василий. Спасибо, отец! Спасибо за ласку! Непременно приду! (Уходит.)
Диктор. Ну, мы, к сожалению, должны расстаться... Большое вам спасибо, товарищ Серегин, за вашу беседу... Не хотите ли вы что-нибудь сказать на прощание нашим телезрителям?
Серегин (в микрофон). Я хочу вам сказать, дорогие друзья, — чаще отдыхайте в сквериках... Это улучшает здоровье. И еще добавлю, что те, кто не посмотрел эту передачу сегодня, могут увидеть ее в следующее воскресенье... Я опять случайно буду здесь..."
© Синий Сайт. Автор статьи: Алексей Ладо
Группа в ВК Синий Сайт
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее!
Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.