Найти тему
Юризмы и Историзмы

Монохромная революция. Часть 2: Староиндийская защита

Оглавление

Ганди сказал – Ганди сделал: победил. Но до этого пришлось изрядно по-ура-гандить (простите за каламбур – уж очень просилось).

Что же придумал наш герой, оказавшись в роли перевозчика волка, козы или капусты? Или, вернее, в роли укротителя на арене мирового цирка, где спятивший от безнаказанности, британский лев готовился сцепиться с взбесившимся индийским тигром (национальный символ Индии).

Ганди изобрел, так называемое сейчас, организационное оружие. Сам он назвал его Сатьяграха, что в переводе на русский язык означает стояние в истине или упорство в истине (сат – истина, правда, аграха – твердость на языке гуджарати). Это была тактика для ненасильственной борьбы за независимость. В этом месте читатель неглубокий махнет рукой, как мама Ливия в сериале «Сопрано», и воскликнет: «Ха! Видели! Это ж как у хохлов! Цветная революция!» и будет не прав, как Троцкий.

Цветная революция и Сатьяграха: в чем разница 

А вот и нет! Цветные революции ненасильственны? Да вы с ума сошли! На заборе тоже написано разные формулы высшей математики, но это забор, а не интеграл! Вот подлинная техника цветной революции – создать толпу, разбесить и бросить на правительство в рукопашную, при этом в наборе цветного революционера «Сделай сам» обязательно должны быть европейские страны и европейская пресса, которые должны нависать над национальным правительством, и следить, чтобы оно, не дай Бог, не сопротивлялось. Дальше просто – убить сто человек своих, спихнуть на правительство, и, в священном гневе, прикрываясь толпой как щитом, бросить группы боевиков на захват АП и КМ, и далее по списку.

У Ганди была совершенно другая ситуация, никто не грозил пальцем Черчиллю: не смейте обижать демократических индийцев! Черчилля и поныне цитируют как светоча демократии. А вот что совершенно в открытую, под протокол, говорил этот самый Черчилль по поводу очередного кошмарного голода в Индии. Рассматривая паническую телеграмму правительства Дели, с сообщением о миллионных жертвах голода и просьбой о помощи, этот пухлый миляга философски заметил: Голод или не голод, индусы будут все равно плодиться как кролики». Затем Черчилль спросил: «Почему же тогда до сих пор не умер Ганди?» Кроме того, отношение Британии к Индии вообще, даже не к национально-освободительному движению, блестяще характеризуется фразой старины Уинни: «Я ненавижу индусов. Это озверевшие люди со звериной религией».

Что же сказать, после этого, о Януковиче? Да это же просто мать Тереза! 

Ряд индийских авторов, в т.ч. официальные лица, вполне обоснованно, сравнивают Черчилля с Гитлером, а тот, совершенно инфернальный катаклизм, который Британия устроила в Индии за двести лет британского ига, сравнивают с Холокостом.

Представьте, что перед вами стоит задача борьбы с противником, который публично заверяет, что ненавидит вас, и будет рад-радешенек, если вы околеете от голода, а что готов убивать – и так понятно. Противник богат и знаменит, весь мир его боится, и к кому вы пойдете за помощью? К Гитлеру? Вам не к кому идти за помощью. Вы один. Горе побежденным? Но Ганди думал иначе.

Цветные революции - оружие халдеев, за спиной которых стоят большие белые господа с большими пушками. Сатьяграха – оружие слабых политически и физически, но сильных духом. По нетривиальным условиям задачки, необходимо было избегнуть человеческих жертв. Ганди строил кампанию обстоятельно как архитектор. В основе он разделил ее условно на две части:

  • несотрудничество с властями;  
  • гражданское неповиновение.

В основу кампании Ганди положил идею воздействия на совесть врага через отказ от насилия и согласие переносить боль и страдания во имя победы.

Ганди смело утверждал совершенно неочевидную мысль, что обращение к совести противника гораздо результативнее, чем угрозы и насилие. Насилие Ганди рассматривал как что-то вроде болота (бингамовская жидкость): чем больше барахтаешься, тем больше затягивает. Сея зубы дракона, почему-то все время получаешь урожай мечей.

Пассивное несопротиаление

Самой прямой и непосредственной целью Сатьяграхи Ганди положил «сознательное и практическое нарушение несправедливых законов (с)». На современном политическом языке это называется делигитимация британской администрации и британской правовой системы.

Вообще-то концепция пассивного сопротивления была известна и до Ганди, но она предполагала желание уничтожить противную сторону пассивными методами, только за недостатком сил: денег, вооружений, квалификации.

Напротив, Ганди, конструируя свою грандиозную схему, исходит из того, что англичане тоже люди, и убивать их ни в коем случае нельзя, но и своих людей подставлять под пули тоже жалко. Как говорил В. В. Путин: «Дорого, да и ни к чему». Что же делать? Ознакомимся поподробнее с арсеналом Ганди и гандистов.

​Гражданское неповиновение

В рамках этой программы, ее участники, а их было много, сознательно нарушали аморальные британские законы. Особенно эффективен был отказ платить налоги. Далее, нарушая закон, ты должен быть готов терпеливо понести наказание. При этом, наверное, самая сложная, но и самая приятная часть – нарушая британские законы, нужно было проявлять абсолютнейшие вежливость и дружелюбие к полиции и др. официальным лицам, всеми силами избегая провокационного поведения.  

Какое удовольствие должны были испытывать сознательные индийцы, мило улыбаясь полицейскому при задержании! И, таким образом, вежливость и дружелюбие становились для Ганди и его сторонников непробиваемой броней, щитом для того чтобы беспрепятственно сыпать песок в буксы британского имперского механизма!

Оглядываясь на победу гандистов, поневоле вспомнишь плакатики с цитатой Мигеля Сервантеса де Сааведра, которые, не привлекая особого внимания клиентов, висели во всех советских прачечных (и не только): «Ничто так дорого не ценится, и так дешево не дается как вежливость». А Сааведра-то был прав!

​Несотрудничество

А этот метод означал отказ от любых сделок и контактов вообще, с несправедливой британской системой. При реализации этого метода гражданское неповиновение становилось ненужным. Таким образом, несотрудничество было еще более безопасным способом сопротивления для простых индийцев.

Делается это так, вы боретесь не с самим противником, а с его конкретными недостойными действиями. Поэтому сотрудничать с представителями администрации можно, и вас не будут считать предателем, но только в том случае, когда сотрудничество может привести к позитивному и справедливому развитию событий.

Бойцы Сатьяграхи могут сотрудничать с государственными служащими там, где дела идут в правильном, справедливом направлении, у них нет ненависти к властям. Напротив, они настроены очень дружелюбно. Нашим сотрудничеством с противником в делах хороших, достойных, мы стремимся убедить противника вести себя также достойно, не делать зла.

Ганди советовал своим ученикам - бойцам сатьяграхи выносить любые страдания в пользу своего дела, без всякого желания мести! Как же смешно это звучит сейчас! Но посмеявшись над наивными индусами, вспомним какого зверя они уколыхали таким смешным способом.

​Несотрудничество применялось в следующих лекарственных формах:

  • ​отказ от правительственных наград, в т. ч. званий, медалей и т. д.;
  • увольнение из полиции, армии и т. д.;
  • ​бойкот всех британских учреждений от школ до судов;
  • создание своих «партизанских» учреждений и тоже: от школ до судов;
  • ​бойкот английских товаров.

Как видите, довольно просто, ничего сложного.

Но это только для затравки. Самое главное Ганди приготовил на сладкое: сокрушительный удар рублем! Вернее рупией. В деньгах сила, брат! Неуплата налогов окончательно добила Британский империализм!

Ганди не торопился с этим. Скажем, в 1920 году он считал, что народные массы не готовы к такому радикальному нарушению британских законов. Предполагалось, что это может нарушить хрупкий баланс народного самоконтроля и в итоге привести к насилию. К тому же кампания по неуплате налогов должна была выполняться всеми сразу, массово, иначе она могла повлечь жертвы среди населения в виде посадок на большие сроки.

В качестве идеологического основания кампании Сатьяграхи, Ганди предлагал своим мирным бойцам дать обет (обет вообще лежит в сердце индийской религиозной практики). По мнению Ганди, обет - признак и источник душевной силы.

В ядре Сатьяграхи лежали такие обеты, как например: истина, ненасилие или любовь, мужество, смелость, отказ от воровства, веротерпимость, самодисциплина, и анти-неприкасаемость. Здесь практически все по–простому, по-нашему. В пояснении, возможно, нуждается анти-неприкасаемость. Но мы разъясним эту специфическую индийскую сову в следующем выпуске.