Найти в Дзене
Лекторий СПВ

В XVIII веке Петербург назвали «кучей сдвинутых друг к другу селений». Вот каким был город на Неве 300 лет назад

Картина «Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий». Художник Евгений Лансере. Фоторепродукция из открытых источников.
Картина «Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий». Художник Евгений Лансере. Фоторепродукция из открытых источников.

Принято считать, что Петербург изначально строили по единому плану, воплотившему мечту Петра I о европейском городе с «образцовыми» домами, прямыми улицами и каналами. 

Однако на самом деле новая столица, возводившаяся одновременно на нескольких островах, поначалу представляла собой застроенные стихийно районы-слободы с узкими кривыми улочками, садами и огородами. Первые жители города на Неве возводили свои дворы, следуя традициям русского градостроительства и деревянного домостроения.

А в 1712 году по царскому указу архитектор Доменико Трезини подготовил проект застройки Московской стороны, по которому между Невой и Большой перспективной дорогой (современным Невским проспектом) намечалось проложить десять параллельных линий. Вскоре подобные чертежи создали и для остальных частей города.

«Картина Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Художник Алексей Венецианов. Фоторепродукция из открытых источников.
«Картина Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Художник Алексей Венецианов. Фоторепродукция из открытых источников.

Однако большинство планов оставались на бумаге.

Ганноверский дипломат Ф. Х. Вебер, посетивший новую столицу в 1714 году, свидетельствовал, что ожидал увидеть на берегах Невы значительный город, а вместо этого его взору предстала «куча сдвинутых друг к другу селений»...

Отправляясь в Западную Европу, 1 января 1716 года Петр подписал подготовленный Доменико Трезини проект регулярной застройки Васильевского острова. К тому времени он все еще оставался пустынным, лишь в его восточной части возле мыса находилась усадьба Александра Меншикова с садом и хозяйственными постройками, да на стрелке были ветряные мельницы.

Фрагмент плана Петербурга 1720-х годов. Фоторепродукция из открытых источников.
Фрагмент плана Петербурга 1720-х годов. Фоторепродукция из открытых источников.

К плану давалось пояснение, что на острове «должен возникнуть настоящий город, и уже проложены улицы и начато строительство». В остальных частях города были обозначены кривые улочки на Петербургском и Адмиралтейском островах и частично застроенные «линии» на Московской стороне.

В августе 1716 года по приглашению Петра на невские берега прибыл один из самых популярных парижских зодчих Жан-Батист Леблон. Царь назначил его генерал-архитектором новой столицы.

Картина «Здесь будет город заложен». Художник Николай Добровольский. Фоторепродукция из открытых источников.
Картина «Здесь будет город заложен». Художник Николай Добровольский. Фоторепродукция из открытых источников.

В начале января 1717 года он составил «генеральный чертеж» Петербурга, по которому центральные районы (большую часть Петербургского, Васильевского и Адмиралтейского островов) надлежало окружить овальным каналом. По его внешней стороне предполагалось возвести сложные системы каналов, мостов и фортификационных укреплений. За границами овала были намечены солдатские и ремесленные слободы, госпитали, огороды, пастбища и кладбища. Центральную часть города, выполняя волю Петра, Леблон запроектировал на Васильевском острове.

План Леблона по развитию Петербурга. Фоторепродукция из открытых источников.
План Леблона по развитию Петербурга. Фоторепродукция из открытых источников.

Петр не утвердил проект именитого француза. По мнению историков, царь и не планировал вести строительство по французскому чертежу, а «проект этот ему нужен был для того, чтобы заставить говорить о себе Западную Европу».

Тем не менее с середины 1710-х годов началось «исправление» стихийной застройки новой российской столицы. Под наблюдением европейских архитекторов вехами намечали новое направление улиц, а жителей обязывали переносить или перестраивать свои жилища. Если же владельцы запаздывали, то их дома сносили солдаты.

Картина «Петербург со стороны Невы». Художник Александр Беггров. Фоторепродукция из открытых источников.
Картина «Петербург со стороны Невы». Художник Александр Беггров. Фоторепродукция из открытых источников.

Регулярность в Петербурге набирала силу постепенно. Даже к концу царствования Петра I застройка сочетала черты «новоманерного» европейского города и старой русской градостроительной традиции. На набережных и перспективах уже стояли двухэтажные каменные дворцы вельмож, однако рядом с парадными кварталами по-прежнему располагались слободы, беспорядочно застроенные деревянными избами торговцев, солдат, мастеровых и работных людей.

По материалам рубрики «Наследие» автора Татьяны Базаровой.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.