Принято считать, что Петербург изначально строили по единому плану, воплотившему мечту Петра I о европейском городе с «образцовыми» домами, прямыми улицами и каналами.
Однако на самом деле новая столица, возводившаяся одновременно на нескольких островах, поначалу представляла собой застроенные стихийно районы-слободы с узкими кривыми улочками, садами и огородами. Первые жители города на Неве возводили свои дворы, следуя традициям русского градостроительства и деревянного домостроения.
А в 1712 году по царскому указу архитектор Доменико Трезини подготовил проект застройки Московской стороны, по которому между Невой и Большой перспективной дорогой (современным Невским проспектом) намечалось проложить десять параллельных линий. Вскоре подобные чертежи создали и для остальных частей города.
Однако большинство планов оставались на бумаге.
Ганноверский дипломат Ф. Х. Вебер, посетивший новую столицу в 1714 году, свидетельствовал, что ожидал увидеть на берегах Невы значительный город, а вместо этого его взору предстала «куча сдвинутых друг к другу селений»...
Отправляясь в Западную Европу, 1 января 1716 года Петр подписал подготовленный Доменико Трезини проект регулярной застройки Васильевского острова. К тому времени он все еще оставался пустынным, лишь в его восточной части возле мыса находилась усадьба Александра Меншикова с садом и хозяйственными постройками, да на стрелке были ветряные мельницы.
К плану давалось пояснение, что на острове «должен возникнуть настоящий город, и уже проложены улицы и начато строительство». В остальных частях города были обозначены кривые улочки на Петербургском и Адмиралтейском островах и частично застроенные «линии» на Московской стороне.
В августе 1716 года по приглашению Петра на невские берега прибыл один из самых популярных парижских зодчих Жан-Батист Леблон. Царь назначил его генерал-архитектором новой столицы.
В начале января 1717 года он составил «генеральный чертеж» Петербурга, по которому центральные районы (большую часть Петербургского, Васильевского и Адмиралтейского островов) надлежало окружить овальным каналом. По его внешней стороне предполагалось возвести сложные системы каналов, мостов и фортификационных укреплений. За границами овала были намечены солдатские и ремесленные слободы, госпитали, огороды, пастбища и кладбища. Центральную часть города, выполняя волю Петра, Леблон запроектировал на Васильевском острове.
Петр не утвердил проект именитого француза. По мнению историков, царь и не планировал вести строительство по французскому чертежу, а «проект этот ему нужен был для того, чтобы заставить говорить о себе Западную Европу».
Тем не менее с середины 1710-х годов началось «исправление» стихийной застройки новой российской столицы. Под наблюдением европейских архитекторов вехами намечали новое направление улиц, а жителей обязывали переносить или перестраивать свои жилища. Если же владельцы запаздывали, то их дома сносили солдаты.
Регулярность в Петербурге набирала силу постепенно. Даже к концу царствования Петра I застройка сочетала черты «новоманерного» европейского города и старой русской градостроительной традиции. На набережных и перспективах уже стояли двухэтажные каменные дворцы вельмож, однако рядом с парадными кварталами по-прежнему располагались слободы, беспорядочно застроенные деревянными избами торговцев, солдат, мастеровых и работных людей.
По материалам рубрики «Наследие» автора Татьяны Базаровой.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.