Что случится, если осушить Средиземное море и соединить Европу и Африку в один огромный континент? Этим, на первый взгляд, утопическим вопросом, задавался немецкий архитектор Герман Зергель. Сегодня мы расскажем, как он хотел претворить свое идею в жизнь и что из этого вышло.
Атлантропа
В начале ХХ века на фоне огромного промышленного роста все чаще стали появляться на свет «мегапроекты» - глобальные стройки, доказывающие мощь человечества. Например, Советский Союз планировал изменить направление сибирских рек, а голландцы предлагали построить огромную дамбу между Шотландией и Норвегией. Однако, этим проектам далеко до «Атлантропы» - проекта Германа Зергеля.
Зергель предлагал соединить Европу и Африку, сделать Сахару пригодной для сельского хозяйства и построить дамбы, способные обеспечить электроэнергией весь континент. Соавторами Зергеля в проекте «Атлантропа» стали ученые Вольфганг Фойгт и Александр Галлант.
Ученые считали, что реки, впадающие в Средиземное море, способствуют нормальной интенсивности его испарения. А соленая вода поступает в море через Гибралтарский пролив, который собирались перекрыть первым.
В проливе планировалось возвести дамбу, которая понизила бы уровень Средиземного моря на 150 метров и производила бы количество энергии, сопоставимое с половиной всей энергией, производимой на атомных станциях США в наше время.
Вторую дамбу планировали возвести в районе Дарданелл, чтобы отрезать Средиземное море от Черного. А третью, между Италией и Тунисом. Планировалось, что это позволит снизить уровень воды на Западе Средиземного моря на 100 метров, а на Востоке на 200 метров. В результате площадь моря должна была уменьшиться на 20%, что сопоставимо с площадью территорий Германии, Австрии и Швейцарии вместе взятых. Новые земли должны были заселить переселенцы из Европы.
Срок реализации – 100 лет
Минусы
Некоторые ученые поддерживали «Атлантропу», однако, большинство было против, что неудивительно.
Первое. Территория, появившаяся бы после осушения моря, представляла бы из себя безжизненную, соленную пустыню с температурными рекордами. Некоторые учены считают, что температура в ней могла бы достигать 80 градусов по Цельсию. Очевидно, что о никаких переселенцах и сельском хозяйстве речь не идет.
Второе. Страны (а их больше 20-и), имеющие выход к Средиземному морю, лишились бы его. Естественно, такой вариант не устраивал правительства этих государств. Ведь они бы потеряли порты, туризм и сельское хозяйство.
Третье. Огромные затраты. Только одна Гибралтарская дамба требовала при постройке такое количество бетона, которое не производилось на тот момент во всем мире. Плюс, при таких масштабных проектах приходится рассчитывать на слаженную работу большинства европейских государств. Однако, в моменте между двумя мировыми войнами рассчитывать на это не получится.
Четвертое. Непрогнозируемые климатические изменения. Как поменяется климат при таких масштабных вмешательствах в природу – до конца неизвестно. Но исходя из того, что можно предсказать – прогноз тоже печальный: вода из Средиземного моря ушла бы в Мировой океан, подняв его уровень на 10 метров и подписав смертный приговор Амстердаму, Нью-Йорку, Новому Орлеану и другим прибрежным городам.
Однако, все эти аргументы не смущали Зергеля и он пытался «продать» свой проект до 1952 года, пока не скончался.
Спасибо за прочтение!