Найти тему
Молодой ленинец

Мелитон Кантария разоблачил в Пензе взяточников

Ставшие легендой еще при жизни, знаменосцы Победы сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария в особом представлении не нуждаются. Хотя кто знает: часть нынешней молодежи так путается в истории Великой Отечественной войны, что лучше об этих событиях напомнить. Тем более что имя еще одного участника этой операции не то чтобы скрывается, но особо не афишируется.

«Знамя Победы над Рейхстагом» - это фото Е. Халдея известно во всем мире
«Знамя Победы над Рейхстагом» - это фото Е. Халдея известно во всем мире

В апреле 1945-го маршал Георгий Жуков издал приказ о проведении операции по водружению Знамени Победы, поручив его исполнение 2-й гвардейской танковой армии. Всего изготовили девять кумачовых полотнищ — по числу воинских соединений, а 756-й стрелковый полк получил стяг под № 5.

Знаменосцами командование назначило Михаила Егорова и Мелитона Кантарию, ради выполнения этой миссии их даже освободили от участия в боях за Рейхстаг. Первоначально знамя прикрепили к одной из колонн здания.

-2

И тогда Егорова и Кантарию подозвал первый комендант Рейхстага полковник Федор Зинченко: «Знамя должно быть на куполе!» «Чтобы было надежно, решили послать с солдатами лейтенанта Алексея Береста, — вспоминал комбат Степан Неустроев. — Он дойдет обязательно — мощный, сильный, волевой. Если что случится с Егоровым и Кантарией, он все равно доберется».

«Мы пробрались на крышу, — рассказывал Мелитон Кантария. — Показали знамя, чтобы все видели. Лейтенант прошел с нами до конца». Вышел первым, чтобы обезопасить установку знамени, привязал его солдатским ремнем к ноге коня скульптурной группы, потом и остальные присоединились.

Все вышесказанное документально запечатлено в фильме «Знамя Победы» режиссера Романа Розенблита, который в 1970-х разыскал и собрал на даче Сталина в Сухуми пятерых участников тех знаменательных событий: комдива Василия Шатилова, уже упоминавшихся Федора Зинченко и Степана Неустроева, командира роты Илью Сьянова и полкового разведчика Мелитона Кантарию. Михаил Егоров к этому времени погиб в автомобильной катастрофе.

Егоров и Кантария были награждены орденами Красного Знамени, позднее каждому присвоили звание Героя Советского Союза. А вот Алексея Береста награда обошла. Почему? По одной из версий, уж больно ершистым был лейтенант, вот и поспорил с одним из генералов-замполитов…

А теперь вернемся в родные пенаты. «В те годы я работал заместителем начальника ОБХСС УВД Пензенского облисполкома, — припоминает дела давно минувших дней полковник милиции в отставке Василий Николаев. — Мне позвонил начальник и сказал, что сейчас ко мне придет не кто иной, как сам Кантария, которому необходима наша помощь. Интересуюсь какая.

В ответ слышу — расскажет все сам. И здесь аккуратный стук в дверь. Заходит Кантария, небольшого роста и плотного телосложения. Говорю: «Проходите, садитесь, уважаемый Мелитон Варламович, внимательно вас слушаю».

Оказалось, что племянник героя учился в одном из пензенских институтов. И на каждой без исключения сессии за хорошую отметку с него буквально требовали деньги. И таких «взяткодателей» только из южных регионов насчитывалось более 15 человек.

Поборы за каждый экзамен составляли от 150 до 200 рублей. Сумма по тем временам очень приличная, поскольку средняя зарплата той поры составляла 130 целковых. А у нас тем временем уже было возбуждено уголовное дело по ряду преподавателей института. Фигурантом проходила и технический секретарь, которая находила абитуриентов, способных платить за экзамены по 700—750 рублей. Заплати — и за пару дней до экзамена получишь тексты и решения задач, примеров, готовые сочинения по русскому…

И это не считая обычных презентов преподавателям. Мы задумались, как секретарю удается заранее узнавать содержание билетов, которые находятся в закрытом конверте, да еще и запечатаны сургучной печатью? В ходе оперативной работы выяснили, что всю информацию направлял ей из Москвы начальник отдела головного московского института, он же председатель объединенного комитета профсоюзной организации института.

Дело вышло резонансное: секретарь и преподаватель научного коммунизма получили по восемь лет. Еще нескольких уволили, а кого-то в дисциплинарном порядке наказали…

С Кантарией в тот день мы проговорили еще с полчаса. Интересно мне было узнать, как Знамя Победы водружали. Тогда, кстати, я узнал, что в Германии, в Берлине, у Мелитона Варламовича есть своя однокомнатная квартира, предоставленная городскими властями. В ней он жил, когда приезжал на знаменательные даты и торжества».

ТРАГЕДИЯ ГЕРОЯ

По одной из версий, 30 апреля 1945 года в 14 часов 25 минут лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов «по-пластунски подползли к центральной части Рейхстага и на лестнице главного входа поставили красный флаг». Это событие отмечено в книге Героя Советского Союза И. Клочкова.

По воспоминаниям друга Григория Булатова Виктора Шуклина, в середине мая 1945 года в высоких кабинетах Булатову было объявлено: «…обстоятельства требуют, чтобы на вашем месте были другие люди. Вы должны забыть, что совершили подвиг!» После приема Григория Петровича привезли на одну из правительственных дач, и вскоре горничная обвинила его в попытке изнасилования.

Из заключения он вышел в конце 1946 года. В 1970 году Булатов вновь оказался в тюрьме за мелкое хищение. По ходатайству маршала Жукова был освобожден досрочно. 19 апреля 1973 года Григорий Булатов совершил самоубийство, написав в предсмертном письме: «…моя обида пожизненно».