Делалось для паблика Cat_Cat, но в очередной раз я решила, что на моем канале в Дзене историям жд-линий порой тоже самое место. Пусть и тем, которые, кажется, известны многим фанатам жд. Жаль, конечно, что именно эту не застала - слишком поздно переехала на землю московскую... Итак, погнали.
Сегодня поговорим о грустном: о канувшей в Лету Бескудниковско-Лосиноостровской линии, просуществовавшей на севере Москвы с 1900 по 1987. Названа по соответствующим станциям Савеловского (#Бескудниково) и Ярославского (#Лосиноостровская), которые были конечными на ней. Да, она связывала два направления железной дороги.
Между конечными существовало три остановочных пункта (Слободка, Отрадное, Дзержинская, она же - 8 километр) и одна станция (Институт Пути).
Собрали линию из рельсов и шпал в 1900 году и протянулась она на 10 км, выполняя в первые годы своего существования роль основного связующего звена с центром города: участок Бескудниково - Москва-Бутырская (она же - Савеловский вокзал). После открытия упомянутого участка главного хода Савеловского направления Бескудниковско-Лосиноостровская стала соединять это направление с Ярославским ходом тогда еще Северной железной дороги.
В 1945 году над участком линии между Лосиноостровской и Институтом Пути (с промежуточной платформой Дзержинская, или 8-й км - так могло обозначаться в расписаниях и на картах) натянули провода, продлив в 1955 году их до станции Бескудниково, что позволило электропоездам освоить эту линию полностью. В этот же период на пути между конечными возникли остановочные пункты Отрадное и Слободка. Поначалу уважаемых пассажиров доставляли из пункта А в пункт B электропоезда СР3 из депо Москва-2 (Ярославское направление), а впоследствии их сменили "кругломордые" электропоезда серии ЭР1 и ЭР2 из ТЧ-14 Лобня, ласково именуемые в народе "глобусами". "Рижанки" (ЭР1 и ЭР2) работали в четырехвагонной составности, в отдельные годы вагонов бывало и по шесть.
Спустя примерно десятилетие после электрификации этой соединительной ветви, а точнее - в 1966 году, пассажирское движение от Лосиноостровской до Дзержинской прекратилось: в московском районе Медведково запустили трамваи, ставшие альтернативой железной дороге. Участок Институт Пути - Дзержинская продержался с пассажирским движением еще добрых десять лет, пока в 1978 году не построили станцию метро #Свиблово Калужско-Рижской линии московского метро. Однако, рельсы и шпалы не спешили разбирать на сувениры, да и провода продолжали висеть над путями, грустно взирая на сиротеющую жд-линию. Добило линию все то же метро: в 1987 году начали строить станцию метро #Отрадное на территории одноименного района. На месте некогда проходивших путей возводились панельные дома - речь об улице Декабристов.
К слову, параллельно главному пути и вдоль той же улицы Декабристов шел еще один, экспериментальный, путь с бетонными шпалами. В начале лета 1987 года движение между Бескудниково и Институтом Пути окончательно ушло в небытие, после чего легендарную линию все же разобрали. Впрочем, отдельные участки просуществовали аж до середины 2000-х годов, о чём свидетельствуют фото очевидцев событий.
Не обошлось и без техногенки: авария произошла на остатках Бескудниковско-Лосиноостровской: 12 июня 1994 года, когда под откос отправились 15 пустых полувагонов и ЧМЭ3, врезавшись в 2 вагона-платформы с песком. Рельсы после этого демонтировали, а гора вагонов сменилась тупиком.
В 2005 году были демонтированы остатки линии неподалеку с пересечением с Савеловским ходом МЖД. На память остался лишь паровозик да кусочек рельсов где-то во дворах района Отрадное (у котанов в паблике подсказали адрес двора - Якушкина, 7)...
Другие зарисовки о жд на моем канале:
- По МЦД-1 от Тимирязевской до Бескудниково. Август 2020
- Москва-Курская и платформа Перерва, ЭД2Т-0043 и ЭД4-0006, 06.07.2018
- Августовский вечер и виды на окрестности пл. Депо Курского направления. 2018
- Платформа Москворечье и Ласточки в ливрее МЦД. Август 2020
- Летняя станция Царицыно Курского направления и МЦД-2. Июль 2020