Найти тему

История линии Бескудниково-Лосиноостровская (Москва).

Делалось для паблика Cat_Cat, но в очередной раз я решила, что на моем канале в Дзене историям жд-линий порой тоже самое место. Пусть и тем, которые, кажется, известны многим фанатам жд. Жаль, конечно, что именно эту не застала - слишком поздно переехала на землю московскую... Итак, погнали.

Сегодня поговорим о грустном: о канувшей в Лету Бескудниковско-Лосиноостровской линии, просуществовавшей на севере Москвы с 1900 по 1987. Названа по соответствующим станциям Савеловского (#Бескудниково) и Ярославского (#Лосиноостровская), которые были конечными на ней. Да, она связывала два направления железной дороги.

Схема линии.
Схема линии.

Между конечными существовало три остановочных пункта (Слободка, Отрадное, Дзержинская, она же - 8 километр) и одна станция (Институт Пути).

Собрали линию из рельсов и шпал в 1900 году и протянулась она на 10 км, выполняя в первые годы своего существования роль основного связующего звена с центром города: участок Бескудниково - Москва-Бутырская (она же - Савеловский вокзал). После открытия упомянутого участка главного хода Савеловского направления Бескудниковско-Лосиноостровская стала соединять это направление с Ярославским ходом тогда еще Северной железной дороги.

Мост через Яузу, электропоезд Эр-2 движется от Института Пути. Фото из открытых источников.
Мост через Яузу, электропоезд Эр-2 движется от Института Пути. Фото из открытых источников.

В 1945 году над участком линии между Лосиноостровской и Институтом Пути (с промежуточной платформой Дзержинская, или 8-й км - так могло обозначаться в расписаниях и на картах) натянули провода, продлив в 1955 году их до станции Бескудниково, что позволило электропоездам освоить эту линию полностью. В этот же период на пути между конечными возникли остановочные пункты Отрадное и Слободка. Поначалу уважаемых пассажиров доставляли из пункта А в пункт B электропоезда СР3 из депо Москва-2 (Ярославское направление), а впоследствии их сменили "кругломордые" электропоезда серии ЭР1 и ЭР2 из ТЧ-14 Лобня, ласково именуемые в народе "глобусами". "Рижанки" (ЭР1 и ЭР2) работали в четырехвагонной составности, в отдельные годы вагонов бывало и по шесть.

платформа Отрадное. Вид в сторону Слободки и Бескудниково.
платформа Отрадное. Вид в сторону Слободки и Бескудниково.

Спустя примерно десятилетие после электрификации этой соединительной ветви, а точнее - в 1966 году, пассажирское движение от Лосиноостровской до Дзержинской прекратилось: в московском районе Медведково запустили трамваи, ставшие альтернативой железной дороге. Участок Институт Пути - Дзержинская продержался с пассажирским движением еще добрых десять лет, пока в 1978 году не построили станцию метро #Свиблово Калужско-Рижской линии московского метро. Однако, рельсы и шпалы не спешили разбирать на сувениры, да и провода продолжали висеть над путями, грустно взирая на сиротеющую жд-линию. Добило линию все то же метро: в 1987 году начали строить станцию метро #Отрадное на территории одноименного района. На месте некогда проходивших путей возводились панельные дома - речь об улице Декабристов.

Островная платформа Института Пути. 1978. Фото из открытых источников.
Островная платформа Института Пути. 1978. Фото из открытых источников.
Бескодниково, 1988 год. Фото из открытых источников.
Бескодниково, 1988 год. Фото из открытых источников.

К слову, параллельно главному пути и вдоль той же улицы Декабристов шел еще один, экспериментальный, путь с бетонными шпалами. В начале лета 1987 года движение между Бескудниково и Институтом Пути окончательно ушло в небытие, после чего легендарную линию все же разобрали. Впрочем, отдельные участки просуществовали аж до середины 2000-х годов, о чём свидетельствуют фото очевидцев событий.

Расписание 70-х 80-х годов. Фото из открытых источников
Расписание 70-х 80-х годов. Фото из открытых источников

Не обошлось и без техногенки: авария произошла на остатках Бескудниковско-Лосиноостровской: 12 июня 1994 года, когда под откос отправились 15 пустых полувагонов и ЧМЭ3, врезавшись в 2 вагона-платформы с песком. Рельсы после этого демонтировали, а гора вагонов сменилась тупиком.

Станция Институт пути. Вид на восток. 1978 год. Фото из открытых источников
Станция Институт пути. Вид на восток. 1978 год. Фото из открытых источников

В 2005 году были демонтированы остатки линии неподалеку с пересечением с Савеловским ходом МЖД. На память остался лишь паровозик да кусочек рельсов где-то во дворах района Отрадное (у котанов в паблике подсказали адрес двора - Якушкина, 7)...

В память о линии... Фото из открытых источников.
В память о линии... Фото из открытых источников.

Другие зарисовки о жд на моем канале: