Суд над Оскаром Уайльдом и приговор, вынесенный ему в 1895 году, фактически положили конец жизни поэта, хотя после выхода из тюрьмы он прожил еще три года.
В 1995 году в Вестминстерском аббатстве, в так называемом «уголке поэтов» — той части, где похоронены поэты, драматурги и писатели — была установлена памятная доска в честь Оскара Уайльда. Ровно за сто лет до этого состоялся судебный процесс, по итогам которого поэта приговорили к двум годам тюрьмы за нарушение общественной морали.
Непристойное поведение: Уайльд и Бози
3 апреля 1895 года начался процесс, в котором поэт и драматург Оскар Уайльд обвинял Джона Шолто Дугласа, 9-го маркиза Куинсберри, в клевете. Этому предшествовала долгая история взаимоотношений Уайльда с сыном маркиза Куинсберри Альфредом.
Оскар Уайльд, «ирландский остроумец», как именовали его в светских кругах, был популярной фигурой в Лондоне. Он поселился в английской столице в 1878 году, после окончания Оксфорда. Поэт, эстет, яркий представитель богемы, он стал настоящим завсегдатаем лондонских салонов. Во время его путешествия в Америку в 1882 году на лекциях, с которыми Уайльд выступал в разных городах, собиралась восторженная публика, и по итогам турне он заявил: «Америку я уже цивилизовал». За американским турне последовала поездка в Париж, где Уайльд был хорошо принят в литературных кругах. По возвращении в Лондон он женился на Констанс Ллойд, которая родила двух сыновей. Казалось бы, в жизни Уайльда все складывалось наилучшим образом, а литературная известность неуклонно росла. В 1890 году вышел его роман «Портрет Дориана Грея», и слава достигла апогея.
В 1891 году Уайльд через общих друзей познакомился с молодым человеком по имени Альфред Дуглас (все знакомые звали его Бози), который искренне восхищался «Дорианом Греем». Некоторое время они поддерживали лишь поверхностное знакомство, тем более что и разница в возрасте была заметная — 16 лет. Но внезапно Бози попросил Уайльда о помощи: молодой человек оказался в щекотливой ситуации, будучи уличенным в интимной переписке с одним из друзей. Уайльд помог знакомому: выкупил компрометирующие письма и избавил Бози от угрозы разоблачения. После этого достаточно быстро отношения Уайльда и Дугласа переросли в романтические, причем Дуглас стал и любовником Уайльда, и его музой, и, может быть, самой большой страстью его жизни.
Викторианская мораль
Конец позапрошлого столетия в Англии — это время правления королевы Виктории и расцвет того, что принято называть «викторианской моралью». Королева была на троне 64 года, с 1837 до 1901-го, и ее влияние на общество было, конечно же, огромным. Исследователи говорят, что нравственный уклад, сложившийся в Англии, был самым строгим в Европе, но при этом и самым лицемерным.
Викторианская мораль основывалась на трех главных приоритетах: монархия, церковь и семья. Образцом последней, конечно, были королева Виктория и ее муж — принц Альберт Саксен-Кобург-Готский. Их семья, в которой росло 9 детей, а жена после смерти мужа погрузилась в траур до конца жизни, должна была стать примером для подражания. Время вдовства Виктории ввело новый «стандарт женского поведения» — скромная страдалица, болезненно бледная и незаметная.
Жесткому табуированию в обществе подвергалось все, что так или иначе относилось к области интимной жизни. Об этом нельзя было говорить, думать, как-либо упоминать в произведениях искусства.
Образ жизни Уайльда, который ушел из семьи, предпочитал общество молодого возлюбленного, да еще и пользовался услугами платных любовников, не соответствовал общественной морали. Но при этом Уайльд, конечно, не был единственным представителем богемы, который позволял себе многое.
Дело не семейное
Джон Шолт Дуглас, маркиз Куинсберри — человек, вошедший в историю не только благодаря своему участию в деле Уайльда. Также о нем вспоминают, когда говорят о боксе. Получивший от современников прозвище «Багровый маркиз», сэр Джон вообще отличался характером жестким, любил грубые развлечения, каким долгое время и был бокс. И именно маркиз Куинсберри придумал современные правила этого вида спорта.
Отношения Джона Дугласа с сыном были натянутыми (и это мягко сказано). Отец, до которого дошли слухи о непристойных отношениях Бози, настаивал на знакомстве с Уайльдом. Как ни странно, когда их встреча состоялась, поэт совершенно очаровал маркиза Куинсберри, и на некоторое время он, что называется, успокоился. Более того — сказал сыну, что будет защищать его от нападок.
Правда, достаточно быстро настроение «Багрового маркиза» поменялось, и он снова начал обвинять сына в аморальном поведении.
Куинсберри решил еще раз увидеться с тем, кого он считал совратителем сына, и забронировал место в ложе на премьере пьесы «Как важно быть серьезным». Уайльд узнал об этом и добился того, что бронь аннулировали. Не успокоившись, маркиз отправился в клуб, где поэт часто бывал, и оставил там оскорбительную записку с просьбой передать ее Уайльду. Послание дошло до адресата почти две недели спустя, и поэт решил, что пора действовать решительно. Он подал в суд иск против Куинсберри, обвинив того в клевете.
Оскар Уайльд: три процесса
Надо сказать, что Куинсберри подготовился к процессу основательно: он нашел бордель Альфреда Тейлора, который посещал Уайльд, и несколько работавших там юношей согласились дать показания против поэта.
Друзья Уайльда, предвидя, что суд ничем хорошим не закончится, уговаривали его уехать, но он отказался и явился на заседание. Там его ждало полное фиаско.
Дело Уайльда объединили с делом Тейлора, бордель которого тут же прикрыли. Тейлору предлагали дать показания против поэта и избежать преследования, но тот отказался. А вот кредиторы Уайльда предъявили все возможные иски, и он практически мгновенно стал банкротом. Альфред Дуглас покинул Англию.
Второй суд, теперь уже против самого Уайльда, состоялся 26 апреля. Поэт выглядел крайне подавленным и равнодушным к происходящему.
По итогам этого процесса присяжные не смогли вынести решение, поэтому на 7 мая был назначен новый суд.