Найти тему
Кот Баюн

Набонид – царь-археолог

"... каждая "реставрация" храмов сопровождалась переменами в ритуале и сменой жречества. Одновременно Набонид восстанавливал давно исчезнувшие храмы и культы, во главе которых ставил своих людей. Он не трогал прямо богов Бэла-Мардука и Набу и их храмы Эсагилу и Эзиду, но в противовес им поднимал роль и значение богов Сина и Шамаша, культ которых процветал в Харране, Уре, Сиппаре и Ларсе. Тем самым подрывалось первенство Вавилона и Барсиппы, оплотов олигархической оппозиции, в делах религии со всеми вытекающими отсюда последствиями ...» В. А. Белявский.

Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":

Противостояние Мидийского царства и Вавилонии

Вавилон после смерти Навуходоносора

Набонид – последний царь Вавилонии

Война Вавилона с Мидией

Аравийское царство Набонида

Нововавилонское царство 626 г. до н. э. — 539 г. до н. э.
Нововавилонское царство 626 г. до н. э. — 539 г. до н. э.

В 554 г. до н.э. вавилонский царь Набонид отправился покорять земли Аравийского полуострова. В результате этих завоеваний Набонида, вся северная половина Аравийского полуострова была включена в состав Вавилонии. И в Аравии образовалась территория, полностью контролируемая вавилонским царем, по площади сравнимая с самой Вавилонией. Приблизительно в центре этих земель расположилась столица «Аравийского царства Набонида» - город Тейма, где для царя был построен дворец, своей роскошью мало уступающий его вавилонским «апартаментам». Именно в Тейме пересекалось большинство караванных путей, идущих с запада на юг к верхней части Персидского залива и из Дамаска к Медине, а также из Египта в Вавилонию. Все они теперь были в руках Набонида, кроме того, он контролировал Заречье, а значит и всю средиземноморскую торговлю Вавилонии.

Кроме того, еще в 553 г. до н.э. Набонид провернул хитрые комбинации в городах Урук и Ур, сделавшие эти города подконтрольными вавилонскому царю. В Уруке, несколько назначенных Набонидом высших чиновников с помощью хитрых махинаций фактически присвоили земли города и храма богини Инанны (Эанны), после чего, с немалой выгодой для царя (и себя) начали сдавать их в аренду. Не знаю, как это называлось в VIв. до н.э., но на рубеже XX и XXI в. н.э. подобные комбинации именовали «рейдерским захватом». Позднее к вышеупомянутым чиновникам присоединились еще несколько «друзей Набонида», и весь город был настолько плотно оплетен паутиной их финансовых схем, что избавиться от их влияния горожане смогли только после прихода персов.

Вавилоняне знали толк в астрономии, астрологии, математике и прочих науках. Но это, безобидное по сути, занятие, приобретало чудовищную разрушительную силу, если к нему подключались политики
Вавилоняне знали толк в астрономии, астрологии, математике и прочих науках. Но это, безобидное по сути, занятие, приобретало чудовищную разрушительную силу, если к нему подключались политики

В городе Ур, благодаря грамотной расшифровке «небесных знамений» царскими прорицателями, был восстановлен институт жриц бога Сина – иеродул. Благодаря все тем же прорицателям, на должность верховной жрицы избирается дочь Набонида. Спустя совсем немного времени сначала местный храм Сина – Эгишширгаль, а затем и весь город Ур становится верным проводником политики Набонида. Кстати, если взглянуть на карту, то сразу же становится ясно, что в Вавилонии Ур и Урук играли роль южных морских ворот. Получается, что Набонид очень грамотно, со всех сторон обложил Вавилонию и ее столицу – Вавилон. Но намек на возможную блокаду был эффективен для давления на богатых торговцев, а как же жрецы?

Для того, чтобы преодолеть влияние этой могучей корпорации клириков, мало было захватить несколько храмов в провинциальных городах, тут нужна была долгая и упорная борьба. Набонид был к ней морально готов и разработал неожиданную и эффективную стратегию, позволяющую перехватывать контроль над храмами у жрецов, связанных с вавилонской олигархией и назначать их руководителями «своих людей». При этом традиции не нарушались, наоборот все действо происходило «под знаменем» борьбы за сохранение древних традиций.

Во все века главные неприятности начинались с приездом комиссии «из центра»
Во все века главные неприятности начинались с приездом комиссии «из центра»

Причем начиналось все достаточно невинно, в 552 г. до н.э. Набонид пожелал произвести капитальный ремонт главного храма города Сиппар – святилища Эбаббарра, посвященного богу Солнца Шамашу. По правде говоря, «обитель Шамаша» заново построенная Навуходоносором в 597 г. до н.э. не успела обветшать и особого ремонта не требовала. Но внимание к храму со стороны царя всегда почетно, и жрецы только приветствовали интерес Набонида, проявленный к их святилищу. Потом, когда решали, как реставрировать храм, то есть в процессе «изыскательских и проектных работ», царскими специалистами была высказана мысль, что строители Навуходоносора исказили первоначальный облик храма. Набонида очень взволновала возможность подобного нарушения канона.

И царь повелел начать раскопки, чтобы обнаружить закладной камень. Археологические изыскания велись столь ретиво, что большая часть существующего храма Эбаббарра и его зиккурата Э-идиб-ан-азагга были разрушены. Закладной камень, якобы принадлежавший аккадскому царю Нарамсину, жившему во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры, вроде бы нашли. «На радостях» доломали еще уцелевшие остатки святилища и начали строить «с нуля», на этот раз строго в соответствии с первоначальным замыслом, во всяком случае, так говорили царские специалисты.

Стройка мало изменилась за тысячелетия, во времена возведения зиккуратов на ней тоже царили нецензурная брань, грязь и «штурмовщина»
Стройка мало изменилась за тысячелетия, во времена возведения зиккуратов на ней тоже царили нецензурная брань, грязь и «штурмовщина»

В ходе «реконструкции» храма Эбаббарра царские специалисты присмотрелись также к его «начинке» и авторитетно заявили, что «бог ненастоящий». Имелось в виду скульптурное изображение бога солнца Шамаша, по заверениям «специалистов» на его тиаре не хватало эмблемы полумесяца и еще чего-то важного, «не по канону» одним словом. Ошарашенные этими переменами, жители Сиппара начали было роптать, но в город оперативно прибыли царские ученые из «академии Бит-Мумму», которые объяснили местным, что «во всем виноваты безграмотные и нерадивые жрецы».

А чтобы ученые могли беспрепятственно витийствовать, не опасаясь за целостность собственной тушки, их прикрывали воины Валтасара. Подобный тандем оказался удачным, желающих лезть на халдейские копья не нашлось, а «заумь», которую изрекали ученые мужи, послужила поводом для сомнений. Волнения улеглись, храм перестроили, истукан, изображающий Шамаша, поменяли на «правильный», нерадивых жрецов тоже заменили на более компетентных и более лояльных по отношению к царю. В целом, первый опыт был признан Набонидом удачным, и «понеслось»!

Набонид сам был порождением вавилонской олигархии и прекрасно умел «играть» по ее правилам. Что он и подтвердил, «подминая под себя» все новые и новые храмы, но, не нарушив при этом ни одной традиции
Набонид сам был порождением вавилонской олигархии и прекрасно умел «играть» по ее правилам. Что он и подтвердил, «подминая под себя» все новые и новые храмы, но, не нарушив при этом ни одной традиции

Вскоре «религиозно-архитектурная» комиссия царя Набонида посетила соседний с Сиппаром город Агаде (Аккаде), чтобы проверить храм богини Анунит (Инанна, Иштар), который также был отстроен заново Навуходоносором. По итогам ее работы, храм Эульмаш, как и в Сиппаре, был полностью разрушен и отстроен по-новому. Параллельно в многострадальном Сиппаре по приказу Набонида был возведен храм второстепенного солнечного божества и колесничего бога солнца Шамаша – Бунене. Поскольку ранее подобного храма не существовало, служители нового святилища были назначены вавилонским царем и являлись проводниками его политики.

В 546 г. до н.э. по распоряжению Набонида сносится очередной храм, не одобренный царской комиссией. На этот раз не повезло городу Ларса, его храм бога солнца Шамаша - Эбаббарра и зиккурат Эдуранна, незадолго до этого реставрированные Навуходоносором, были демонтированы и построены вновь, согласно «древним рисункам». Рисунки находились на закладном камне царя Хаммурапи во время правления которого (XVIII в. до н.э.) и был впервые построен этот храм. Удалось ли на самом деле царским «археологам» обнаружить древний камень – остается «под вопросом», есть примеры того, что «специалисты» Набонида с легкостью шли на прямой подлог.

Сравнение зиккуратов храма Эгишширгаль, построенных в разное время
Сравнение зиккуратов храма Эгишширгаль, построенных в разное время

Во время раскопок 1922-1934 г. н.э. английский археолог Л. Вулли обнаружил, что зиккурат Э-лугаль-мальга-сиди в городе Ур, перестроенный Набонидом «по древним образцам», не имеет ничего общего со своим более древним предшественником. Ступенчатая пирамида времен шумерских царей была всего лишь трехъярусной, а зиккурат Набонида возвышался на семь этажей. Зачем-то Набониду понадобилось это строительство и он, с легкостью, выдал желаемое за действительное, а «прирученные» жрецы и царские «археологи» все подтвердили. «… увлечение Набонида археологией носило более чем странный характер. Пока производились все перестройки, приводившие в ужас совершенно сбитых с толку благочестивых и добропорядочных вавилонских обывателей, он продолжал безвыездно пребывать в Аравии. Царь-археолог, как часто именуют Набонида, не проявлял никакого желания взглянуть на реставрированные по его приказу храмы и зиккураты! …

Набонида интересовала не археология. С ее помощью он хотел лишь публично доказать невежество ненавистных ему жрецов, обвинить их в ереси и безбожии и вырвать из рук олигархии руководство храмами. Ведь каждая "реставрация" храмов сопровождалась переменами в ритуале и сменой жречества. Одновременно Набонид восстанавливал давно исчезнувшие храмы и культы, во главе которых ставил своих людей. Он не трогал прямо богов Бэла-Мардука и Набу и их храмы Эсагилу и Эзиду, но в противовес им поднимал роль и значение богов Сина и Шамаша, культ которых процветал в Харране, Уре, Сиппаре и Ларсе. Тем самым подрывалось первенство Вавилона и Барсиппы, оплотов олигархической оппозиции, в делах религии со всеми вытекающими отсюда последствиями ...» В. А. Белявский.

Набонид захватывал огромные области Аравии и строил там чудесные дворцы, получал невероятные деньги, проворачивая махинации с храмовыми землями и перестраивая, безо всякой необходимости, храмы и зиккураты. Но главной его целью всегда оставалась верховная власть в Вавилоне
Набонид захватывал огромные области Аравии и строил там чудесные дворцы, получал невероятные деньги, проворачивая махинации с храмовыми землями и перестраивая, безо всякой необходимости, храмы и зиккураты. Но главной его целью всегда оставалась верховная власть в Вавилоне

Оппозиционная Набониду «верхушка» Вавилона с тревогой следила за происходящими вокруг «чудесами». События в дальних городах Вавилонии и чужих странах касалось вавилонских олигархов, большей частью, косвенно. А вот указ Набонида о запрете религиозных праздников оказался для них неожиданно болезненным. Сначала не только «элита», но и вполне рядовые обыватели посмеивались над сбежавшим от своих подданных царем. Но шли годы и в Вавилоне, лишенном привычной праздничной суеты, становилось все более неуютно. Не надо забывать о поголовной религиозности людей той эпохи, без регулярного обращения к богам и совершения привычных ритуальных действий им было не по себе. А ну как боги обидятся? Опять же, царь, неизвестно где болтается…

Торжественная процессия во время празднования вавилонского нового года. Художник Питер Джексон
Торжественная процессия во время празднования вавилонского нового года. Художник Питер Джексон

Кроме религиозной стороны праздников, у них было еще и вполне приземленное, земное назначение. Это отсутствие тысячных толп паломников, обслуживание которых кормило многих вавилонян. Это утрата престижа самого Вавилона, как главного религиозного центра страны. Для олигархов, репутационные потери из-за отсутствия объединяющих всю Вавилонию вокруг ее столицы религиозных церемоний были едва ли не серьезнее материальных потерь. Про потери сословия жрецов и говорить нечего, для них неожиданный «взбрык» царя стал настоящим стихийным бедствием. А тут еще и чудовищный неурожай несколько лет подряд, масштаб сельскохозяйственного бедствия был так велик, что в благодатной обычно Вавилонии начался голод, причем продолжался он с 546 до 544 г. до н.э. Ну как тут про кару богов не вспомнить? Другой вопрос, кто в ней виноват.

«… Водочерпалки страдали от жажды. На полях не раздавался ликующий клич пахарей «Алала!». Лица людей изменились. По улицам не сновали толпы народа. Олигархи твердили, что это кара за беззакония Набонида, вынудившие богов оставить страну. А многочисленные гадатели и прорицатели, находившиеся на царском содержании, внушали вавилонянам, что боги разгневались на олигархов, которые заставили царя покинуть Вавилон. И им верили, потому что царь был далеко, а олигархи здесь, на месте ...» В. А. Белявский.

Набонид безвылазно сидел посреди Аравии в своем городе-оазисе, недосягаемый для своих противников. Он не прибыл в Вавилон даже для похорон матери, умершей в 547 г. до н.э. в возрасте ста двух лет
Набонид безвылазно сидел посреди Аравии в своем городе-оазисе, недосягаемый для своих противников. Он не прибыл в Вавилон даже для похорон матери, умершей в 547 г. до н.э. в возрасте ста двух лет

В Вавилоне поняли, Набонид может еще очень долго пребывать в Тейме, не испытывая каких-либо неудобств. Однако, не смотря на все противоречия, оставлять страну и дальше без высшего руководителя было просто опасно. Восстание персидского царя неожиданно закончилось победой и сменой власти в Мидийском царстве, которое теперь превратилось в царство Кира. Последовавшее за этим уничтожение Лидии в 547—546 г. до н.э. показало, что на Ближнем Востоке появился новый, еще более опасный агрессор. Причем Вавилония, находящаяся в состоянии «вялой гражданской войны» между вавилонской элитой и царем Набонидом, осталась наедине с Персидской империей. В этих условиях олигархат счел невыгодным продолжение конфликта, и в Тейму к Набониду отправилась депутация вавилонских граждан, с целью уговорить царя вернуться в Вавилон. Но время было уже упущено и существовать Нововавилонскому царству осталось считанные годы.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

"История Мидии" И.М. Дьяконов

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА» Под редакцией В. И. КУЗИЩИНА

«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский

"Ур халдеев" Л. Вулли

"Распад государственного хозяйства и процессы приватизации в древней Месопотамии" М.А. Дандамаев

Вавилон – Дорога процессий и ворота Иштар
Вавилон – Дорога процессий и ворота Иштар

Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":

Противостояние Мидийского царства и Вавилонии

Вавилон после смерти Навуходоносора

Набонид – последний царь Вавилонии

Война Вавилона с Мидией

Аравийское царство Набонида

-12