Найти тему
DENSO Russia

Когда появятся летающие автомобили

Все знают летающий DeLorean из фильма «Назад в будущее» или летающее такси из «Пятого элемента». Люди постарше вспомнят Citroen с крыльями из «Фантомаса». Мечта научить автомобиль летать уже давно овладела умами, причем не только режиссеров или писателей-фантастов.

Инженеры автопрома уже более полувека пытаются найти подход к летающему автомобилю. Но только сейчас, судя по характерной активности большинства ведущих концернов, дело обещает действительно сдвинуться с мертвой точки. Сегодня разработками в этой области усиленно занимаются такие автогиганты, как FCA, Hyundai-KIA, GM, Geely. С 2019 года к ним присоединились японские автопроизводители, в частности Toyota, которой в этом непростом деле помогает компания DENSO.

Инициатива японского правительства

Причина, по которой летающий автомобиль может стать популярным, банальна — перегруженность нынешней «двумерной» транспортной сети вынуждает задумываться о покорении воздушного пространства. В Японии с ее чрезвычайно высокой плотностью населения проблема минимизации времени в пути стоит особенно остро.

-2

Еще в 2018 году японское Министерство экономики, торговли и промышленности в сотрудничестве с другими госорганами призвало автопроизводителей выработать общую стратегию развития частного летающего транспорта. В результате этих встреч чиновников с бизнесом родился совместный долгосрочный план, согласно которому уже с начала 2020-х годов должны начаться определенные работы в этой области. Автопроизводители начнут строить прототипы, а правительство займется развитием инфраструктуры и законодательной базы для перспективных летающих машин. К началу 2030-х годов в Японии начнется эксплуатация серийных автомобилей для перемещения по воздуху. Согласно прогнозам, рынок только пассажирских перевозок с использованием летающих автомобилей составит 85 млрд долларов во всем мире и 620 млн долларов в Японии.

Видение DENSO

Сегодня специалисты из разных стран мира (в том числе и из Японии) разрабатывают похожие концепты летающих машин. В целом, перспективная транспортная единица выглядит как современный (большой!) дрон на винтовой тяге с электродвигателями.

-3

Toyota и DENSO проектируют свой аэромобиль также на основе электрической силовой установки, состоящей из двигателей и инверторов — места ДВС здесь уже нет. Транспортное средство проектируется как мультикоптер с несколькими пропеллерами. Упор делается прежде всего на безопасность: так, если один из пропеллеров выйдет из строя или сломается, другие пропеллеры позволят продолжить обычный полет по маршруту. Если из строя выйдут уже два винта, можно будет совершить безопасную аварийную посадку.

Выбор именно мультикоптерной платформы в значительной степени обусловлен отсутствием необходимости специальных взлетно-посадочных полос. Планируется, что транспортное средство, способное к вертикальному взлету и посадке, будет подниматься в воздух с открытых парковок, крыш и т. д. Таким образом, новый летающий автомобиль органично впишется в существующую городскую среду.

-4

Роль DENSO

Компания DENSO выступает в рамках этой японской инициативы в роли эксперта по технологиям, связанным с электродвигателями, инверторами и батареями. Инженеры DENSO планируют использовать опыт, накопленный при работе с гибридными и электрическими автомобилями, при создании новой силовой установки для аэромобилей.

В настоящий момент компанией уже разработан электродвигатель с высокой выходной мощностью, отличающийся при этом легкостью и компактностью. Он использует запатентованную DENSO конструкцию магнитной цепи и обеспечивает более чем удвоенную удельную мощность на выходе. В инверторах силовой установки будут использованы силовые цепи на основе полупроводников из карбида кремния (об этой запатентованной технологии DENSO REVOSIC мы рассказывали совсем недавно).

-5

В итоге вся разрабатываемая DENSO силовая установка летающего автомобиля должна иметь максимально высокий КПД, небольшой вес и компактные размеры. По существу, это и есть краеугольный камень коммерчески успешного пассажирского дрона. Использование уже освоенных автомобильных технологий должно значительно снизить итоговую стоимость изделий, что вкупе с дешевой электроэнергией сделает аэромобили серьезным конкурентом нынешним частным вертолетам. Именно за счет относительно низкой стартовой цены и небольшой стоимости владения специалисты рассчитывают серьезно «подвинуть» на рынке имеющиеся летательные аппараты, а не просто успешно конкурировать с ними.

Перспективы

В перспективе летающие автомобили должны занять особую нишу на рынке перевозок. Это транспортное средство будет более мобильным, быстрым и удобным, чем нынешние наземные авто. При этом аэромобиль будет более дешевым (это касается как цены, так и совокупной стоимости владения), чем, например, частный вертолет. При этом использование электротяги на сегодня даже в теории ограничивает дальность перелетов на такой машине двумя сотнями километров. Это означает, что полностью вытеснить авиацию из сегмента ближних перевозок не выйдет. Но такая задача и не ставится.

Специалисты японских автопромышленных компаний, в том числе инженеры DENSO, уверены, что создание в ближайшем будущем массового частного коммерческого аэромобиля способно заметно разгрузить имеющуюся транспортную систему мегаполисов. Использование имеющихся у DENSO серийных технологий должно стать ключом к коммерческому успеху перспективной техники. Именно эти технологии нашли свое воплощение в комплексных решениях и отдельных автокомпонентах DENSO. Подобрать последние можно в электронном каталоге компании.