Найти в Дзене
Visit Tyumen

От «Запорожца» до «Чайки»: знакомимся с историей советского транспорта

Оглавление

Среди многообразия тюменских музеев – краеведческих, этнографических, исторических – с недавних пор есть и тот, что способен порадовать любителей старинной техники. Это музей ретро-техники им. В. В. Михайлова, который расположился в заречной части города.

Тюменский предприниматель Владимир Михайлов собирал коллекцию советских автомобилей и мотоциклов свыше 20 лет, разыскивая экспонаты по всей стране. Музей, который он мечтал создать, в 2018 году основал его сын и назвал в честь отца.

Авто с «рентгеновским» прошлым

Первые экспонаты встречают посетителей уже на парковке. Это три советских грузовика: армейский ГАЗ-63, топливозаправщик на шасси ГАЗ-52 и пожарный автомобиль на базе ЗиЛ-157.

Но если грузовики Горьковского автозавода сияют глянцем краски цвета хаки, то огнеборец ЗиЛ явно пока еще только ожидает реставрации. Хотя стоит отметить, что машина полностью комплектная. По соседству с перечисленным трио – забавный, словно игрушечный трактор МТЗ-7, далекий предок «Беларуса».

Еще один грузовик с нелепым коротким капотом способен опознать не каждый знаток – это редкая нынче Praga V3S, выпущенная, как нетрудно догадаться, в Чехословацкой ССР. В Советский Союз такие машины поступали как передвижные флюорографические кабинеты либо мобильные бригады стоматологической помощи.

«Рентгеновское» прошлое и у этого образца, также бережно восстановленного музеем. Не спеша осматриваем каждую из машин: сегодня такие на улицах уже не встретить. Впрочем, это относится практически ко всем экспонатам музея ретро-техники.

Praga v3s. В таких машинах можно было пройти флюорографию 40 лет назад
Praga v3s. В таких машинах можно было пройти флюорографию 40 лет назад

Здесь можно посидеть в «моргуновке»

В прохладном здании-ангаре нас встречает знаменитая мотоколяска СМЗ, увековеченная в комедии «Операция “Ы”». Ее, кстати, в народе называют «моргуновкой» – в честь актера Евгения Моргунова, исполнившего в фильмах Гайдая роль Бывалого.

В отличие от остальных автомобилей в музее, эта кроха намеренно не огорожена: ее можно не только в деталях рассмотреть, но и попробовать забраться внутрь. Правда, сделать это под силу, скорее всего, лишь детям. Внимание маленьких посетителей привлечет и коллекция миниатюрных моделей и игрушек, представленная здесь же, в прикассовой зоне.

Для знакомства с экспозицией ретро-техники можно заказать экскурсию, но, если вы вполне ориентируетесь в истории отечественного автомобилестроения, можно пройтись самостоятельно, купив входной билет.

Они сражались за Родину

Первая часть экспозиции посвящена Великой Отечественной войне. В этой части музея даже несущие конструкции раскрашены в черно-белые полосы, как приграничные столбы. За техническую часть отвечают все известные автомобили-фронтовики: «полуторка» ГАЗ-АА, трехтонные грузовики ЗиС-5 – бортовой и с системой залпового огня, которую весь мир знает как «Катюшу», внедорожники ГАЗ-67 и американский Willys, мотоцикл М-72 и даже полевая кухня КП-42.

Макеты огнестрельного оружия и манекены в обмундировании РККА добавляют экспозиции достоверности. Приобрести в коллекцию автомобили, выпущенные 70–80 лет назад, сегодня невероятно трудно, а их стоимость может достигать нескольких миллионов рублей.

Экспозиция, посвященная ВОВ
Экспозиция, посвященная ВОВ

Только правильные варианты

За техникой военных лет следуют автомобили – ровесники, пожалуй, лучшего периода советской эпохи, 1960–70-х гг. Оттепель, покорение космоса, трогательные кинофильмы с любимыми актерами… На что тратили свои кровные автомобилисты тех лет? Стройный рядок «запорожцев», «москвичи», 21-я и 24-я «Волги» дают исчерпывающий ответ.

К слову, знатоки могут по достоинству оценить уровень реставрации экспонатов музея как раз по внешнему виду «Волги» ГАЗ-21. На капоте машины отсутствует привычная фигурка оленя. Упущение реставраторов? Отнюдь: на «Волгах» так называемой третьей серии эта деталь отсутствовала с завода. Якобы из соображений травмоопасности для пешеходов.

И в советское время, и сегодня владельцы ГАЗ-21 охотно украшают изящным копытным свои машины вне зависимости от года выпуска, но в музее представлен правильный, заводской вариант.

Почтенные иностранцы

О скрупулезном отношении к реставрации говорят и другие детали: не без труда найденные советские покрышки, аккуратная покраска сияющих кузовов, положенный «по штату» декор – эмблемы, шильдики, фурнитура с хромированным покрытием. Много лет назад, когда музея ретро-техники еще не было, а коллекция только формировалась, тюменцы могли видеть на парадах не столь нарядные автомобили, иногда – с огрехами, допущенными в процессе реставрации.

Сегодня состояние выставленных машин не вызовет критики даже у придирчивого знатока: вырос уровень работы мастеров, стали доступными технические материалы, чертежи и сами детали.

Иногда обходится и вовсе без реставрации: например, малолитражный «Трабант», символ Восточной Германии (ГДР), был найден в идеальном состоянии и пополнил коллекцию музея всего полгода назад. Иностранные автомобили в музее (за исключением вояки «Виллиса») выпущены странами СЭВ – Польшей, Чехословакией, ГДР. В советское время автомобили из этих стран считались почти «своими».

Нашлось в музее место и для двухколесной техники – мотоциклов и мопедов, среди которых, конечно, есть свои легенды: «Ява», «Минск», «Восход». Информативные таблички подскажут, в чем отличие между кажущимися внешне однотипными моделями. Кстати, у пары мотоциклов из собрания есть своя почетная миссия: при музее существует кружок юных механиков, и школьники с удовольствием практикуются в сборке-разборке старых мотоциклов.

Мотовелосипед и мотороллеры — для тех, кому было достаточно двух колес и небольшой скорости
Мотовелосипед и мотороллеры — для тех, кому было достаточно двух колес и небольшой скорости

***

Я намеренно не стал перечислять все экспонаты, представленные в музее: пусть те из них, что не попали в фотообзор и не были упомянуты в тексте, станут приятным открытием для посетителей. Тем более что, как и у любого солидного музея, в Музее ретро-техники имени В. В. Михайлова есть свои «запасники» – площадки, где ожидает реставрации либо прямо сейчас восстанавливается винтажная техника. А это значит, что в будущем нас наверняка ждут новые сюрпризы.

Музей ретро-техники имени В. В. Михайлова

Адрес: Тюмень, ул. Велижанская, 69, стр. 3

Часы работы: пн. – вт. – выходные дни,

ср. – пт. – с 12:00 до 20:00,

сб. – вс. – с 11:00 до 19:00.

Стоимость билетов: 100–200 руб.

Автор: Максим Найденко