Не думаю, что есть такие люди, кто бы радовался как повышению налогов (сборов), так и появлению новых видов этих обязательных платежей.
Ни для кого не секрет, что налогообложение зародилась ещё в рабовладельческую эпоху, а, может быть, и задолго до неё.
Как и любой другой экономический, правовой институт, налогообложение развивалось, совершенствовалось, бывало, что и не совеошенствовалось.
Нет, наверное ни одного, кто с радостью отдаёт свои деньги, заработанные трудом. Хотя все и понимают, что налоги нужны для функционирования здравоохранения, образования и других социальных сфер (хотя кто в это верит?). Большинству очевидно, куда "уходят" наши налоги.
Прочитала недавно научную статью об истории развития налогообложения в России. И что интересно, особое внимание налогам уделял Пётр I. Ну, тут всё ясно: основные статьи расходов государства в этот период были армия и флот. Но денег нужно все больше и больше, задумки у Петра масштабные, размах широкий!
Также были нужны деньги на дополнительные расходы.
Поэтому вводит он должность прибыльщиков. Первым прибыльщиком был А. А. Курбатов. Всего же прибыльщиков было 20 человек. Это были чиновники, которые - цитата:
должны «сидеть и чинить государю прибыли» - придумывать новые виды податей. По их инициативе введены: гербовый сбор, налоги с постоялых домов, с печей, плавных судов и др., введено удвоенное обложение податями староверов.
Приведённая цитата взята из научной статьи: Бочарова О. Н. Институт налогообложения, формирование и развитие // Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки. - 2009. - N 8. - С. 57-58.
При Петре I вводятся и такие чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские.
Кроме введения перечисленных налогов, проводя огосударствление русской православной церкви, Пётр приказал изымать церковные сборы в пользу государства.
По инициативе прибыльщиков были введены и другие, порой немыслимые налоги: хомутейный (налог на клеймение хомутов), пчельный (с владельцев пасек), мельничный и другие. Некоторые из них, носили просто уникальный характер, например: на топоры, дубовые гробы, на бороды.
(О налоге на бороды просится отдельная публикация. Там очень много информации).
Также много информации о замене подворного налогообложения подушной податью. Кратко об этой замене, то можно сказать следующее.
Подворная система обложения не обеспечивала ни надлежащего учета плательщиков, ни сбора достаточного количества средств на государственные нужды.
Да и количество дворов по переписи 1710 года снизилось по сравнению с 1678 годом на 20%.
А деньги-то нужны! Поэтому 26 ноября 1718 года по указу Петра I была проведенена реформа, по которой в 1722 году устанавливалась подушная система обложения. Согласно реформе единицей налогообложения стала ревизская (мужская) душа. То есть, налог платился не с одного двора (считай, с одной семьи), а с каждого мужика в семье.
Подушная подать стала основной формой налогообложения России и заменила множество прямых налогов.
При этом суммы подушной подати были различными и зависели от принадлежности мужчин к тому или иному сословию.
Для взимания подушной подати была проведена ревизия - перепись податного населения для определения количественного и качественного состава плательщиков.
Ревизия (перепись) началась за 4 года до установления подушной системы, в 1718 году, и продлилась до 1724 года. То есть, перепись проходила 6 лет. Результаты фиксировались в специальных книгах (ревизских сказках). И только после окончания переписи населения в 1724 году начала собираться подушная подать.
По сути, подготовка к взиманию подушной подати длилась 6 лет, что довольно большой срок даже для осмысливания такого новшества населением.
Как народ воспринял это нововведение? Об этом тоже планирую отдельную публикацию. Надо изучить литературу.
Но то, что новые сборы в наше время придумывают, несомненно (навоз, домашние животные...).
Другое дело, что Петр I реформами налогообложения старался не просто накопить денежное богатство в стране, а создать мощное конкурентоспособное государство. Так, по крайней мере, считает Р. К. Гайнутдинов (Гайнутдинов Р.К. Государственно-правовая идеология в области экономики в эпоху Петра I // История государства и права. - 2009. - № 20. - С. 17).
Интересным является вопрос: а для чего у нас проводят подобные реформы?