Найти тему

Смертельная битва Железных монстров

Оглавление

4 июня 1944 года состоялся один из самых необычных боев Великой Отечественной войны. Неподалеку от украинского Ковеля советский бронепо­езд «Илья Муромец» выиграл дуэль у ана­логичного немецкого бронепоезда.

Эхо прошедшей войны

Бронепоезда были одним из самых совершенных ­средств ведения войны начале XX века. Но с годами и по мере раз­вития других видов оружия их роль неу­клонно сокращалась. Тем не менее к лету 1941 года на вооружении Красной Армии состояло более 100 бронепоездов. Прав­да, в первые же месяцы боев значительная их часть была потеряна.

Тем не менее полностью от строитель­ства бронепоездов советский ВПК не от­казался. И зимой 1942 года был построен бронепоезд «Илья Муромец».

Новая версия

Построен он был на личные средства рабочих трех оборонных заводов по основательно модернизированному про­екту. Мощная броня и обтекаемые фор­мы корпуса повышали живучесть желез­ной машины, а танковые пушки, два рас­чета «Катюш», зенитки и пулеметы делали его могучей боевой единицей, оправды­вающей громкое имя.

Весной 1944 года советские войска начали наступать, отвоевывая террито­рию своей страны, и гнать врага на запад.

И войскам, в подчинение которых входил «Илья Муромец», была поставлена задача освободить украинский город Ковель.

Неожиданная проблема

Решение поставленной задачи серьезно осложняли загадочные огневые удары, которые раз за разом накрывали совет­ские позиции. При этом огонь велся не со стационарных огневых точек, которые со­ветская разведка давно определила. Огонь вела крупнокалиберная артиллерия, «се­анс» продолжался всего несколько минут после чего все прекращалось до следую­щего угра.

Советские летчики не могли обнаружить противника в точке, с которой велся огонь.

Поэтому довольно скоро возникла догад­ка, что таинственный враг - это немецкий бронепоезд, который производил залп, по­сле чего скрывался от ответного удара. Со­поставив карту железных дорог, советскому командованию удалось определить пред­полагаемую точку, откуда наносился удар.

А еще противника подвела пресловутая немецкая пунктуальность. Дело в том, что стрелять фашисты начинали ровно в 9 утра, огневой удар продолжался три минуты, по­сле чего бронепоезд возвращался на исхо­дные позиции. Было решено устроить не­приятелю засаду.

Клин клином

Вышибить клин решили таким же клином. И ранним утром 4 июня 1944 года«Илья Муромец» занял позицию, с кото­рой легко мог накрыть позицию, с которой обычно наносил удар вражеский бронепо­езд. В 8:58 и в самом деле показался фа­шистский бронепоезд.

Первыми же выстрелами «Илья Муро­мец» разрушил железнодорожное полот­но позади противника, отрезав ему путик отступлению. Пока советский железный монстр перезаряжал орудия, у фашистов был шанс на ответный удар. Однако стре­лять пришлось в спешке и наугад, так что все выстрелы ушли «в молоко».

А вот второй зал «Илюши» оказался для немецкой машины роковым. Кстати, оказа­лось, что немцы использовали против со­ветских войск их же оружие - трофейный советский бронепоезд, на который были поставлены оружейные башни от «Тигров».

Долгое время битва железных монстров считалась полумифологическим событием ' Великой Отечественной войны. Однако в 2007 году российское министерство обо­роны рассекретило ряд документов, сре­ди которых были наградные листы солдат и офицеров, которые за этот бой были удо­стоены заслуженных наград.