Сальвадор Дали обожал, боготворил любил и ненавидел всю жизнь эту некрасивую русскую женщину, намного старше него - свою Галу. Несмотря на то, что Елена Дьяконова не была красавицей по стандартам своего времени, однако ей удавалось произвести правильное впечатление о себе, она очаровывала мужчин одним лишь взглядом.
11 мая 1904 года в семье зажиточного нотариуса из каталонского городка Фигерас на свет появляется Сальвадор Дали, его полное имя звучит весьма странно Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.
Задолго до этого родилась будущая возлюбленная художника. В большинстве источников значится цифра — 1894 год. Она получила образование в Московской женской гимназии, а в 1912 году ее отправили на лечение от туберкулеза в Швейцарию.
Тогда еще даже не помышляя о гениальном испанце, она знакомится в Швейцарии со своим будущим мужем — поэтом Полем Элюаром. Их отношения были далеки от идеальных, Гала не та женщина, которая любит семейный очаг, она кокетка, которая делает только то, что ей нравится.
"Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром", — говорила о себе Гала.
Поль же был совсем другим, но он любил свою взбалмошную женщину и многое прощал. Он даже не замечал, когда его жена закрутила роман с художником Максом Эрнстом. Женщина не очень и скрывала своей греховной связи, более того, она привела любовника в дом, и некоторое время они жили все втроем. Удивительно, но Элюар никогда не воспринимал периодические увлечения жены серьезно. Но знакомство с Дали оказалось роковым.
Гала и Дали познакомились в самом начале карьеры художника. Ей было 35, когда они познакомились — на 10 лет больше, чем Сальвадору. К тому же она была замужем, но страсть победила.
Сальвадор был очень хорош собой - высокий статный, он много внимания уделял своей внешности и выглядел, как пижон того времени - многие обращали на него внимание. Елена Дьяконова не была красавицей по стандартам своего времени. Она была небольшого роста, с весьма скромной внешностью. Дали же боялся высоких женщин с большим бюстом. Грудь он предпочитал маленькую, а самой привлекательной частью тела женщины считал ягодицы. Поэтому Гала стала воплощением идеала женщины для молодого гения, чего нельзя сказать о ее впечатлении о нем.
Изначально Дали не заинтересовал Галу, по воспоминаниям самой женщины, художник ей показался противным и невыносимым из-за своего внешнего вида. Сальвадор очень любил себя. Это пижонство раздражало Галу. Но когда она разглядела в этом странном типе талант великого художника, ее отношение к Дали поменялось в одночасье. Гала стала любовницей, музой, а затем женой и даже личным менеджером художника.
"Она стала рассматривать меня как гения. Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением", — вспоминает Сальвадор в своей книге.
В 1934 году пара решилась узаконить свои отношения, она вышла замуж за Дали по совету своего бывшего мужа. Поль, хотя и ждал ее возвращения, очень переживал, что в случае разрыва отношений с художником, его бывшая останется ни с чем.
Начало совместной жизни Сальвадора и Галы нельзя назвать безоблачным, скандалы то и дело сотрясали их дом. Отношения у них были довольно странные — открытый брак и романы на стороне. Дали был уже известным художником. Но он еще не получал хороших гонораров за свои работы, поэтому в первые годы совместной жизни безденежье становилось частой причиной конфликтов. Но Гала действительно верила в талант своего молодого мужа и с утра до позднего вечера обивала пороги разных галерей с папкой лучших рисунков своего возлюбленного.
Художник называл Галу корыстной и алчной, говоря, что ей нужны были только деньги. Мол, именно поэтому женщина носилась по галереям и старалась договориться по поводу выставки. Однажды старания Галы дали свой результат, в 1931 году Дали выставляется в галерее Пьера Коля с ошеломительным успехом. С этого момента финансовое положение пары пошло в гору, теперь Дали и его возлюбленную принимают на всех выставках.
Позже Дали все же осознал, что все хорошее, что с ним произошло, — это благодаря его возлюбленной и стал еще больше боготворить ее. Но вот период безумной любви продлился недолго, вскоре отношения эпатажной пары пошли на спад, виной всему стала Гала. Женщина не могла смириться с тем, что она стареет. Чтобы доказать себе, что она еще привлекательна, она тратит кучу денег на пластические операции и меняет любовников как перчатки.
Но Дали по прежнему любил свою музу, и чтобы снискать ее расположение он решается осуществить ее давнюю мечту - он подарил ей настоящий средневековый замок. В 1968 году Дали купил жене замок Пуболь. Перед тем, как привезти свою королеву туда, он лично оформляет интерьер. Гала остается довольна подарком. Их отношения наладились, но не надолго. И с 1971 года, навещать ее в этом замке он мог только по письменному разрешению. Ее смерть в 1982 году стала для него крахом. Последний решительный шаг в жизни он сделал ради нее: вопреки строгому запрету на перевозку тел, введенному в Испании из-за эпидемии чумы, выкрал тело жены из больницы, завернул в белую простыню и 80 километров вез на заднем сидении своего кадиллака в замок Пуболь. На похоронах его не было.
Оставшись один, Дали впал в депрессию, почти перестал выходить в свет и писать картины. Он поселился в сюрреалистическом замке — театре-музее, который построил для родного города Фигераса. После его смерти от сердечной недостаточности в 1989 году, согласно завещанию художника, тело замуровали в склеп под полом главного зала: он хотел, чтобы по его могиле ходили люди.